Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г. Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Усовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хусаинова З.Х. на решение Уйского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску Хусаинова З.Х. к администрации МО "Уйский муниципальный район", собранию депутатов Уйского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании принять нормативный акт о пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности глав поселений, взыскании невыплаченной доплаты к трудовой пенсии,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав Хусаинова З.Х., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хусаинов З.Х. обратился в суд с иском к Собранию депутатов Уйского муниципального района, в котором просил, с учетом дополнения, признать незаконным бездействие, возложить обязанность по принятию нормативного акта о пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности глав поселений, взыскать невыплаченную доплату к трудовой пенсии за период с апреля 2009 года- октябрь 2012 года в сумме *** рублей, указывая, что на протяжении двух лет работал главой администрации МО "Аминевское сельское поселение", с 2003 года находится на пенсии. До 2009 года администрация Уйского района производила доплаты к пенсии в соответствие с постановлением Собрания депутатов Уйского района N 148 от 21 февраля 2006 года, с апреля 2009 года выплата прекращена, полагает, что на основании Закона Челябинской области N 245 от 27 марта 2008 года ему положены соответствующие доплаты в размере 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по занимаемой должности.
2
В судебном заседании Хусаинов З.Х. настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Собрания депутатов Уйского муниципального района Старкова Т.В. с требованиями не согласилась.
Представитель администрации Уйского муниципального района Фокин Е.В. требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Аминевского сельского поселения, Собрания депутатов Аминевского сельского поселения.
Решением суда от 26 ноября 2012 года Хусаинову З.Х. отказано в удовлетворении требований полностью.
В апелляционной жалобе Хусаинов З.Х. просит решение суда отменить и вынести новое решение о взыскании с администрации МО "Уйский муниципальный район" невыплаченной доплаты к трудовой пенсии за период с апреля 2009 года по октябрь 2012 года в сумме *** рублей, указывая, что в соответствие с положениями закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 и Уставом Уйского муниципального района, действовавшего на 01 января 2006 года, производились доплаты к трудовой пенсии за счет местного бюджета главам сельских поселений, в соответствие с федеральными законами и законами субъектов РФ. В дальнейшем, после издания постановления N 148 от 21 февраля 2006 года, реализация вышеназванных гарантий осуществлялась путем принятия ежегодных постановлений главой Уйского муниципального района. С учетом того, что гарантии предусмотрены пожизненно, их отмена является незаконной. Однако судом не исследованы вышеназванное постановление и утвержденное на его основе Положение о порядке установления перерасчета и выплаты, доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления в Уйском районе. Также судом не учтено, что поскольку соответствующие доплаты производила администрация Уйского района, соответственно она и должна нести ответственность за отмену такой выплаты.
В суде апелляционной инстанции Хусаинов З.Х. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представители Собрания депутатов Уйского муниципального района, администрации Уйского муниципального района, Собрания депутатов Аминевского сельского поселения участия в рассмотрении дела при надлежащем извещении не принимали.
Представитель администрации Аминевского сельского поселения просил о рассмотрении дела без его участия.
В связи с неявкой указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия, на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав Хусаинова З.Х., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что Хусаинову З.Х. с 07 сентября 2003 года назначена трудовая пенсия по старости.
В период с 1978 по 1982 и 2001-2005 годы Хусаинов З.Х. исполнял полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления главы Аминевского сельского поселения.
Согласно п. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствие с положениями ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее -законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных
образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Постановлением Собрания депутатов Уйского муниципального района N 148 от 21 февраля 2006 года утверждено Положение о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления в Уйском районе, в соответствие с которым размер доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления устанавливается в зависимости от размера получаемой трудовой пенсии, доплата прекращается при превышении суммы размеров трудовой пенсии и доплаты.
Истцу в период с 01 марта 2006 года была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за стаж муниципальной службы, в последующем, на основании принятия постановления РФ от 21 марта 2009 года N 247 указанная доплата была прекращена, поскольку государственная пенсия превысила сумму ежемесячной доплаты с учетом пенсии.
В соответствие с п. 10 Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих" содержится рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа за счет собственных средств.
Вместе с тем, Устав Уйского муниципального района не предусматривает доплат к трудовой пенсии главе района и поселения, при этом решением Собрания депутатов Уйского муниципального района 25 ноября 2008 года внесены изменения в Устав Уйского муниципального района части назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которая стала соответствовать ст. 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления и осуществляется в соответствие с принятым им муниципальным правовым актом, в силу чего, при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
5
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что решение принято в соответствие с обстоятельствами дела, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые постановление и утвержденное им Положение приняты (совершены) в установленном порядке, в пределах полномочий указанных органов и не противоречат положениям федерального законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о том, что гарантии в виде доплат назначаются пожизненно и их отмена является незаконной, ухудшающей положения истца, не могут быть приняты во внимание.
Как указано выше, предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции
6
органа местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и правильных выводов суда, и не являются основанием для отмены судебного решения.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уйского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хусаинова З.Х., - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.