Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
с участием прокурора: Минкиной Л.В.,
при секретаре: Усовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска, администрации г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска о ликвидации свалки,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, и доводах апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя администрации г. Челябинска Овчинникова А.Н., представителя Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска Королеву И.Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации г. Челябинска о возложении обязанности ликвидировать
несанкционированные свалки на территории Челябинского городского округа, расположенные в Ленинском районе г. Челябинска по ул. *** с правой стороны автодороги при направлении движения от железнодорожного переезда (пересечение улиц *** и ***) в сторону дома N 13 по ул. *** за железнодорожным переездом на земельном участке площадью 560 кв.м., объемом 448 кв.м., координаты свалки N 55°08'26,Г',Е 061° ЗГ12,3", а также с левой стороны указанной автодороги, при движении в этом же направлении, на земельном участке в сумме площадью 150 кв.м., объемом 75 кв.м., координаты свалки те же, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в области охраны окружающей среды и
&\
J в? в? в?
2
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установлено, что в Ленинском районе г. Челябинска по указанным выше координатам размещена несанкционированная свалка, состоящая из строительного, бытового мусора и растительных остатков. С левой стороны автодороги при движении в этом же направлении выявлены очаговые навалы бытового и строительного мусора, сваленного между деревьями. Полагает, что организация сбора и вывоза мусора возлагается на администрацию г. Челябинска на основании ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку это относится к вопросам местного значения. Расположение свалки в указанном выше месте нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также нарушает положения ст. 22 ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска Сидорова М.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации г. Челябинска Овчинников А.Н. возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска Королева И.Л. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2012 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Челябинска удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управления экологии и
природопользования администрации г. Челябинска, администрация г. Челябинска просят решение районного суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указано на неисполнимость принятого решения, поскольку местонахождение свалки не позволяет определить ее точное расположение. Судом не приняты во внимание доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что часть земельного участка, на котором расположена свалка, отведена под строительство дороги Управлению дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, другая часть предоставлена в аренду ОАО "РЖД", третья часть земельного участка не используется, при этом судом не выяснено, на каком из данных участков фактически расположена свалка. В соответствие с Правилами благоустройства территории г. Челябинска обеспечение
содержания территории возложено, исходя из места расположения свалки, на арендатора, либо администрацию района, на территории которой она находится, в связи с чем, на администрацию г. Челябинска указанная обязанность возложена необоснованно.
Представитель администрации г. Челябинска в апелляционной жалобе, помимо указанного, ссылался также на отсутствие законодательно установленного срока, в течение которого ответчик обязан ликвидировать несанкционированную свалку, поскольку такая процедура требует значительного промежутка времени, в соответствие с ФЗ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В суде апелляционной инстанции прокурор Минкина Л.В. считала решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.
Представитель администрации г. Челябинска Овчинников А.Н., представитель Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска Королева И.Л. поддержали доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в них.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положениями ст. ст. 4, 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании ч. 3 ст. 7 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местно значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1,2 ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.
I о I
A
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Султановой А.Ф., установлено, что на территории Челябинского городского округа, в Ленинском районе г. Челябинска по ул. *** с правой стороны автодороги при направлении движения от железнодорожного переезда (пересечение улиц *** и ***) в сторону дома N 13 по ул. *** за железнодорожным переездом на земельном участке площадью 560 кв.м., расположена свалка объемом 448 кв.м., координаты свалки N 55°08'26,1",Е 061° 3142,3", а также с левой стороны указанной автодороги, при движении в этом же направлении, на земельном участке в сумме площадью 150 кв.м., объемом 75 кв.м., координаты свалки те же.
Свалка состоит из строительного, бытового мусора и растительных остатков. С левой стороны автодороги свалка расположена между посадками деревьев.
Расположение свалки подтверждается заключением от 06 июля 2012 года государственного инспектора, главного специалиста- эксперта отдела надзора за земельными ресурсами Управления Роспортебнадзора по Челябинской области, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 04 июля 2012 года, с участием представителя администрации Ленинского района г. Челябинска, государственного инспектора РФ по Челябинской области Управления Роспотребнадзора, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Челябинска. Местонахождение свалки также подтверждается представленными фототаблицами представителя Управления Роспотребнадзора.
Согласно ситуационного плана несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на земельном участке площадью 560 кв.м., объемом 448 кв.м., координаты свалки N 55°08'26,Г',Е 061° 31 '12,3", а также с левой стороны автодороги, на земельном участке в сумме площадью 150 кв.м., объемом 75 кв.м., координаты свалки те же. Свалка расположена на территории Челябинского городского округа в Ленинском районе по ул. *** с правой стороны автодороги при направлении движения от железнодорожного переезда (пересечение улиц *** и ***) в сторону дома N 13 по ул. *** за железнодорожным переездом.
Исходя из указанных выше обстоятельств, а также в соответствие с положениями ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения требований
5
прокурора, и, соответственно, возложении обязанности на администрацию г. Челябинска по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположенной на территории г. Челябинска в Ленинском районе по вышеназванному адресу.
Доводы апелляционных жалоб о том, что обязанность по организации сбора и утилизации свалки не относятся к компетенции администрации, а подлежат ликвидации арендатором, либо администрацией района, на территории которой она находится, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в решении суда.
Как установлено судом первой инстанции, администрация г. Челябинска, в силу п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 23, 36 Устава г. Челябинска, Порядка обращения с отходами производства и потребления в г. Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы N 18/3 от 26 октября 2010 года, обязана проводить очистку территории городского округа от отходов, принимать меры к ликвидации выявленных несанкционированных свалок, однако, возложенные в силу закона обязанности не выполняла, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию соответствующей обязанности. При этом доказательств, подтверждающих принадлежность земельных участков, на которых расположены свалки, каким- либо учреждениям, организациям, администрацией не представлено, при этом факт создания несанкционированной свалки неустановленными лицами не отменяет возложенную на администрацию в силу вышеназванных правовых норм обязанность по ее ликвидации.
Кроме того, названным Порядком, утвержденным решением Челябинской городской Думы, определяется порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского округа, регулируется полномочия органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также финансирование данных работ. Данные положения действуют на всей территории городского округа. Кроме того, администрация г. Челябинска несет ответственность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах городского округа и осуществляет контроль за исполнением заключенных договоров. Источником финансирования работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора являются средства бюджетов городского округа, финансовое обеспечение
6
работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора является расходными обязательствами администрации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции достоверно установлено, что несанкционированная свалка находится на территории Челябинского городского округа, при этом суду не представлено доказательств, подтверждающих нахождение данной несанкционированной свалки вне границ г. Челябинска.
Ссылка апелляционных жалоб о неисполнимости решения суда ввиду небольшого срока, предоставленного для его исполнения, основанием для отмены судебного акта служить не может. Суд первой инстанции, исходя из анализа представленных доказательств, обоснованно установил срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для ликвидации несанкционированной свалки, в соответствие с положениями ст. 206 ГПК РФ, с учетом требований разумности, справедливости и исполнимости, соответственно, оснований для изменения данного срока не имеется.
Доводы подателей жалоб о возложении обязанности по ликвидации свалки на арендатора, либо администрацию района, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как установлено судом первой инстанции, деятельность по сбору и утилизации ТБО на указанные учреждения не возложены, и, напротив, заложены в определяющих деятельность городского округа документах и прямо закреплены действующим законодательством.
Ссылка апелляционных жалоб о том, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации ТБО и иных отходов возложена на основании заключенных договоров со специализирующимися на этом организациями и физическими лицами, в связи с чем, администрация осуществляет лишь контроль за их деятельностью в рамках заключенных договоров, является несостоятельной, поскольку указанных договоров суду не представлено.
Утверждение апелляционных жалоб о невозможности установления места нахождения свалки, и, в связи с этим, неисполнимости решения суда, является необоснованным и противоречит материалам дела, в частности, ситуационному плану, актами обследования, в соответствие с которыми указаны координаты свалки, с привязкой к улицам, что свидетельствует об идентификации данной свалки на местности и исполнимости решения суда.
Иные доводы жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выражают позицию не согласия ответчика и третьего лица с
7
вынесенным решением.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалобы не содержат.
С учетом положения, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ, а также в ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды", суд первой инстанции, в связи с приоритетом права граждан на благоприятную окружающую среду, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска, администрации г. Челябинска, - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.