Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Усовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Макажановой А.Б. на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску Макажанова Н.С., Макажановой А.Б., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.Д.Н., М.А.Н. к администрации г. Магнитогорска о признании права молодой семьи на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", признании незаконным постановления главы г. Магнитогорска N 478-П от 27 января 2012 года,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально в суд обратилась Макажанова А.Б. с иском к администрации г. Магнитогорска о признании права семьи на участие в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы"; признании недействительным постановления главы г. Магнитогорска о снятии семьи с учета для участия в подпрограмме; возложении на администрацию г. Магнитогорска обязанности восстановить семью в статусе участника указанной подпрограммы.
В последующем в суд обратились Макажанов Н.С., Макажанова А.Б. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Макажановых Д.Н., А.Н. к администрации г. Магнитогорска с требованиями:
признать право семьи в составе 4 человек признанной участником федеральной целевой подпрограммы, на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2010 года N 1050, на участие в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье- гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П на участите в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье- гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением администрации г. Магнитогорска от 17 ноября 2010 года N 12669-П;
признать незаконным постановление главы г. Магнитогорска N 478-П от 27 января 2012 года о снятии с учета для участия в подпрограмме молодой семьи Макажанова Н.С.;
обязать администрацию г. Магнитогорска восстановить молодую семью истца в статусе участника в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье- гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации г. Магнитогорска от 17 ноября 2010 года N 12669-П, подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье- гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления администрации г. Магнитогорска от 10 августа 2009 года семья истцов в составе 4 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и на основании постановления от 11 июля 2011 года-участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2010 года N 1050. В соответствие с постановлением от 27 января 2012 года семья истцов снята с соответствующего учета по мотиву превышения Макажановым Н.С. 35-ти летнего возраста и достижении им 10 августа 2011 года 36 лет. Считают указанное решение незаконным, нарушающим их права, в том числе право на жилище. Поскольку на момент признания семьи участником подпрограммы семья соответствовала всем требованиям, необходимым для участия в ней, полагают, что снятие семьи с учета незаконно. Кроме того, отсутствуют соответствующие условия и порядок отмены решения о
признании семьи участником подпрограммы, более того, названными актами не предусмотрена возможность принятия решения о снятии семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также как и отсутствуют основания для исключения семьи из числа участников подпрограммы.
В судебном заседании Макажанова А.Б., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, настаивала на заявленных требованиях, с учетом уточненного заявления.
Макажанов Н.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей участия в рассмотрении дела не принимал.
Представитель администрации г. Магнитогорска Жарко Н.Г. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании участия не принимал.
Решением районного суда истцам отказано в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Макажанова А.Б. просит решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом при рассмотрении дела не учтен факт того, что семья была наделена статусом участника целевой федеральной подпрограммы, в связи с чем, на дату признания семьи таковой- 11 июля 2011 года семья соответствовала всем условиям признания ее таковой; при этом решение об отказе в признании семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых подпрограммах администрацией не принималось, основания для принятия такого решения отсутствовали. Нормативно- правовыми актами не предусмотрены условия и возможность принятия решения о снятии семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, утвержденный администрацией Порядок учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной подпрограмме, не является основанием для прекращения права семьи быть участником, включенным в федеральную, областную и местную подпрограммы.
Истцами были заявлены требования не о восстановлении в статусе участников федеральной подпрограммы, а признании права на участие в трех программах.
4
В суде апелляционной инстанции Макажанова А.Б., Макажанов Н.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, участия не принимали.
Представитель администрации г. Магнитогорска участия в рассмотрении дела не принимал, представил возражения на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, представил отзыв на апелляционную жалобу, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения и отзыв на нее, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 11 июля 2011 года N 7717-П молодая семья Макажанова Н.С. в составе: супруги Макажановой А.Б., детей Макажановых Д.Н., А.Н. признана имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
В соответствие с постановлением администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 11 июля 2011 года N 7718-П семья Макажанова
5
Н.С. признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствие с постановлением администрации г. Магнитогорска от 27 января 2012 года N 478-П семья Макажанова Н.С. снята с учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" в связи с превышением 35-летнего возраста Макажанова Н.С. - 10 августа 2011 года которому, исполнилось 36 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение одним из супругов-участников возраста, превышающего 35 лет ( достижение 36 лет) до принятия соответствующего решения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствие с положениями действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Магнитогорске осуществляется в соответствие с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П.
В соответствие с главой 1 паспорта подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", последняя действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Челябинской области на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не является продлением подпрограмм, направленных на
6
улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории г. Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствие с данными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой, либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствие с п.п. 4, 4-1 приложения N 4 к подпрограмме, молодая семья, при достижении возраста одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы.
Вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, участниками подпрограммы, ведение их учета, в соовтетствие с ее условиями, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании п. 28 Долгосрочной городской целевой программой реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011-2015 годы порядок формирования администрацией г. Магнитогорска списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году определяется областной подпрограммой, в соответствие с п. 38 которой Правительство Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки государственному заказчику подпрограммы, которым является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, который, в свою очередь, на основании списков молодых семей - участников подпрограммы формирует и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список претендентов, в соответствие с п. 41 Подпрограммы, формируется на основании сводного списка молодых семей, изъявивших желание на получение выплаты в планируемом году.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Макажанову Н.С. исполнилось 36 лет.
Материалами дела подтверждается, что в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Магнитогорскому городскому округу, представленных администрацией г. Магнитогорска на 2011 и 2012 года семья истца не была включена, соответственно, решение о включении семьи истца в сводный список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты, не принималось.
Поскольку на момент исполнения истец достиг 36 лет органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не принято, данное право истцами утрачено без учета обстоятельств принятия, либо не принятия администрацией г. Магнитогорска решения об исключении семьи из участников подпрограммы.
Утверждение апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 11 июля 2011 года семья Макажановых соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении возраста, превышающего 35 (достижение 36) лет.
Кроме того, утверждение автора жалобы о нарушении прав семьи Макажанова, в том числе, право на жилище, несостоятельно.
Оспариваемое постановление не исключает возможности улучшения жилищных условия в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями ЖК РФ, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает. Гарантированные законом права заявителя этим постановлением не нарушены.
На основании подп. 3 п. 8 Порядка ведения учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011 -2015 годы", утвержденного постановлением администрации г. Магнитогорска от 06 июля 21011 года N 7548-П, одним из оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в
8
подпрограмме является превышение 35-ти летнего возраста одним из супругов или обоих супругов, либо одного родителя в неполной семье.
При этом, судебная коллегия считает необходимым указать, что у молодой семьи отсутствует безусловное право на получение социальной выплаты в рамках участия в данной подпрограмме, поскольку список ее участников, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, формируется в соответствие со сводным списком исходя из запланированных в бюджете на эти цели средств.
Ссылка подателя жалобы на постановление главы г. Магнитогорска от 11 июля 2011 года, которым семья заявителя признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", правильность выводов суда первой инстанции, основанных на верном толковании закона, не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые судом первой инстанции уже исследовались и по ним высказано правильное суждение.
Утверждение жалобы о том, что судом не разрешены требования, заявленные истцами, не соответствует действительности. Исходя из письменных материалов, имеющихся в деле, следует, что судом разрешены все заявленные истцами требования, с учетом уточнения, в связи с чем, утверждение об обратном не состоятельно.
Решение основано на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, нормы материального права судом первой инстанции применены верно, нарушений норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Макажановой А.Б., - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.