Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Клыгач И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Теплых Д.А., Зубкова П.А. на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению Теплых Д.А., Зубкова П.А. к администрации г. Магнитогорска о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции,
заслушав доклад судьи Смолина А.А., об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Теплых Д.А., Зубков П.А. обратились в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Магнитогорска от 06 сентября 2010 года N 9568-П "О предварительном согласовании предпринимателю Бахтину В.В. места размещения автозаправочной станции в районе пр. ***, 112 (пересечение пр. *** и ул. ***)".
В обоснование заявления указали, что оспариваемым постановлением нарушаются их права на осуществление местного самоуправления непосредственно, на участие в публичных слушаниях по вопросу правил землепользования и застройки города Магнитогорска. Кроме того испрашиваемый земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, в которой вид разрешенного использования не предполагает использование участка под размещение автозаправочной станции. Оспариваемое постановление нарушает права заявителей на осуществление местного самоуправления непосредственно, предусмотренное Конституцией РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Уставом г. Магнитогорска.
В судебном заседании Зубков П.А., Теплых Д.А. настаивали на удовлетворении требований по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации г. Магнитогорска Яскей К.Н. считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
2
Дело рассмотрено в отсутствие ИП Бахтина В.В.
Решением районного суда заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Теплых Д.А., Зубков П.А. просят решение районного суда отменить и вынести новое решение, указывая на нарушения судом норм материального права.
Судом первой инстанции нарушены положения ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, а именно, при вынесении решения суд сослался на решение районного суда от 06 июля 2012 года и ч. 2 ст. 61 ГПК РФ. Вместе с тем, предмет доказывания в рамках настоящего дела не идентичен с обстоятельствами, установленными вышеназванным решением суда, в связи с чем, данное решение на предмет нарушения прав заявителей на осуществление местного самоуправления непосредственно, не проверялось. При вынесении оспариваемого постановления администрации было известно о расположении земельного участка в зоне, в которой вид разрешенного использование не предполагает размещение автозаправочной станции. Нарушено право заявителей на осуществление местного самоуправления путем участия в публичных слушаниях по проекту правил землепользования и застройки.
В суде апелляционной инстанции Зубков П.А., Теплых Д.А., представитель администрации г. Магнитогорска, ИП Бахтина В.В. участия не принимали.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
_ ; " в? ' 3
На основании п. 2 ст. 44 Закона РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Материалами дела подтверждается, что в июле 2010 года ИП Бахтин В.В. обратился с заявлением о предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции по указанному адресу, а также об утверждении акта выбора земельного участка.
В соответствие с протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Магнитогорска от 24 марта 2010 года рекомендовано утвердить выбор земельного участка ИП Бахтину В.В. и предварительно согласовать АЗС на пересечении пр. *** и ул. *** в сквере, напротив МаГУ. В соответствие с протоколом от 04 августа 2010 года принято решение об утверждении предпринимателю Бахтину В.В. акта о выборе земельного участка.
На основании постановления главы г. Магнитогорска Челябинской области от 06 сентября 2010 года N 9568-П предпринимателю Бахтину В.В. предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции в районе пр. ***, 112 (пересечение пр. *** и ул. ***) в Правобережном районе г. Магнитогорска. Также утвержден акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
П. 2 указанной статьи устанавливает, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются
4
утвержденные проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Данное решение является основанием последующего предоставления земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. п. 6,8 ст. 31 ЗК РФ).
Таким образом, выбор земельного участка производится по заявлению заинтересованного лица с обязательным указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения и обоснования примерного размера земельного участка.
Как следует из материалов дела, актом оформлен выбор земельного участка для строительства АЗС по указанному адресу с ИП Бахтиным В.В.
Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о том, что предварительное согласование места размещения АЗС путем принятия оспариваемого постановления от 06 сентября 2010 года, утверждающего акт выбора земельного участка, не противоречит приведенным правовым нормам, следует признать правомерным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 06 июля 2012 года, вступившим в законную силу 18 сентября 2012 года, установлено соответствие назначения объекта и предоставленных, в связи с этим документов, санитарным, экологическим и иным нормам.
Согласно ст. 35 ФЗ N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, п. 2 ст. 31 ЗК РФ предполагает выбор земельного участка и с учетом экологических условий его использование.
Поскольку выбор земельного участка по настоящему делу касается размещения АЗС, т.е. сооружения, содержащего в себе потенциальную экологическую опасность, следовательно, выбор места размещения указанного объекта должен производиться с учетом экологических условий его использования.
I
5
Указанные требования были выяснены судом при рассмотрении гражданского дела о нарушении прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.
Кроме того, в соответствие с положениями ст. 28 ФЗ N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Согласно п. 5 - 6 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В силу п. 13 указанной выше правовой нормы глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.
Как следует из материалов дела, информация о назначении и проведении публичных слушаний опубликована в периодическом издании 15 декабря 2009 года, в последующем, в издании от 13 апреля 2010 года опубликован список возможного предоставления земельных участков на территории города для строительства, с указанием нахождения таких участков, их площади, целевого назначения.
В ст. 45 Устава г. Магнитогорска порядок организации и проведения публичных слушаний определяется настоящим Уставом и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Магнитогорске, в том числе, по вопросам проектов планов и развития города, проектов правил землепользования и застройки.
В соответствие с Положением, действующим на момент проведения слушаний, публичные слушания (далее - слушания) проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города.
В обязательном порядке на слушания выносятся проект правил землепользования и застройки; вопросы о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов
капитального строительства.
Вопрос о назначении слушаний рассматривается городским Собранием на очередном заседании в соответствии с регламентом городского Собрания.
Срок проведения слушаний устанавливается в каждом конкретном случае и не может составлять менее 1 и более 4-х месяцев с момента опубликования решения городского Собрания или постановления главы города о назначении и проведении слушаний до дня опубликования результатов обсуждения, за исключением: слушаний по проекту правил землепользования и застройки, срок проведения которых составляет 4 месяца.
Постановление главы города или решение городского Собрания о назначении и проведении слушаний должно содержать: - вопрос, выносимый на обсуждение; - срок проведения слушаний; - место нахождения структурного подразделения администрации города или комиссии городского Собрания, ответственных за сбор и обобщение замечаний и предложений; - сведения об инициаторах проведения слушаний; - проект правового акта, если его опубликование в случае принятия предусмотрено действующим законодательством; - порядок ознакомления с проектом правового акта, если в случае его принятия он не подлежит обязательному опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана администрация города в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей администрации города, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Результаты слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов, в течение 10 дней со дня окончания рассмотрения органом местного самоуправления, а также могут размещаться на официальном сайте города Магнитогорска в сети Интернет.
Исходя из указанного выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что публичные слушания по вопросу о предоставлении условно -разрешенного вида использования земельного участка под строительство АЗС, были проведены органом местного самоуправления в соответствии с требованиями закона. Указанные действия не создают препятствий заявителям в реализации своих конституционных прав что, согласно ст. 258 ГПК РФ не является основанием для признания такого действия заинтересованного лица незаконным.
р
8
При таких обстоятельствах доводы заявителей о том, что обжалуемое решение нарушает их право на участие в осуществление местного самоуправления, не могут быть положены в основу для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не имеют правового значения для настоящего дела.
Как видно из материалов дела, на слушаниях рассматривался вопрос об условно - разрешенном виде использования земельного участка. Это означает, что до непосредственного выделения должны будут пройти согласования и экспертизы и потому на момент их вынесения права заявителей нарушены не были. Более того, в последующем вопрос о соответствии выделенного земельного участка положениям действующего законодательства установлен вступившим в законную силу решением суда, что в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.
Отсутствие оценки доводов заявителей о нарушении права на участие в публичных слушаниях не влияют на существо вынесенного решения и опровергают установленные судом основания для отказа в удовлетворении требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Теплых Д.А., Зубкова П.А., - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.