Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Щербаковой Е.А.
при секретаре Васильевой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 февраля 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 11 декабря 2012 года по иску Смык Л.А., действующей в интересах Смык Е.П. к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, администрации г.Челябинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя администрации города Челябинска и администрации Тракторозаводского района г.Челябинска Кудрявцевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Смык Е.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смык Л.А., действующая в интересах Смык Е.П., обратилась в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска (с учетом уточненного искового заявления) о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 кв.м., в г. Челябинске.
В обоснование требований указала, что ее дочь Смык Е.П. является инвалидом 2 группы, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно проживать в одной квартире с другими гражданами, их семья состоит в очереди на предоставление жилья по льготному списку N 2 с 25 декабря 1996 года.
В судебном заседании Смык Л.А. и ее представитель Фетисова Н.В. поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчиков администрации г. Челябинска и администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Кудрявцева Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что администрация Тракторозаводского района г.Челябинска,
является ненадлежащими ответчиком, поскольку не наделена полномочиями по обеспечению жильем указанной категории граждан, администрации города Челябинска финансовые средства для реализации названных полномочий как органу местного самоуправления не переданы.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Смык Л.А., действующей в интересах Смык Е.П., обязал администрацию города Челябинска предоставить Смык Е.П. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в черте г.Челябинска, общей площадью не менее 18 (восемнадцати) кв.м.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда отменить ввиду нарушения материального права, не соответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указывают на то, что действующим законодательством не определён нормативный порядок реализации прав данной категории граждан на получение жилого помещения по договору социального найма, не возложены расходы по реализации данной льготы на тот или иной уровень бюджетной системы Российской Федерации, не определено к расходным обязательствам какого бюджета следует относить соответствующие затраты, у администрации города отсутствуют материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями, также судом при вынесении решения не учтен принцип очередности предоставления жилого помещения, установленный ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Смык Е.П. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещена, не явилась. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в
2
же
соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу ст. 5 7 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых
з
J/0
невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378) предусмотрены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (коды заболеваний по МКБ-10Р00-Р99).
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ст. 50 ЖК РФ).
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена норма предоставления 18 кв.м. общей площади на 1 человека.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что собственниками квартиры N 4 дома N 54 по ул. *** г.Челябинска являются Смык Л.А., Смык И.П., Гордеева Я.А., Смык Е.П. (по 1/4 доли в праве собственности), на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N 165510 от 12 октября 2009 года. В квартире N 4 дома N 54 по ул. *** г.Челябинска зарегистрированы и проживают 6 человек: Смык Л.А., Смык Е.П., Смык И.П., Смык П.А., Гордеева Я.А., Бабушкина Н.Ф.
Смык Е.П., 22.06.1981 г.р., является инвалидом второй группы с детства, состоит на диспансерном учете в Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице N1 по поводу хронического заболевания, подпадающего под действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
На основании постановления Главы администрации Тракторозаводского района г.Челябинска N 580 от 16.06.1998 года Смык Л.А. назначена опекуном над дочерью Смык Е.П.
Решением жилищной комиссии (протокол N 39 от 25 декабря 1996 года) семья Смык Л.А. из 5 человек постановлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку N 2 - льготному, очередь N 1435.
4
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что Смык Е.П. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом правомерным является и вывод суда о предоставлении Смык Е.П. жилого помещения, общей площадью 18 кв.м.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска о том, что действующим законодательством не определён нормативный порядок реализации прав данной категории граждан на получение жилого помещения по договору социального найма, не возложены расходы по реализации данной льготы на тот или иной уровень бюджетной системы Российской Федерации, не определено к расходным обязательствам какого бюджета следует относить соответствующие затраты, также судом при вынесении решения не учтен принцип очередности предоставления жилого помещения, установленный ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по
5
предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Ст. 2 Закона Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" предусматривает, что меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и вставших на учет до 1 января 2005 года предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации города Челябинска на отсутствие материальных и финансовых средств для осуществления государственных полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями не может служить основанием для отмены решения суда, не является препятствием для защиты жилищных прав Смык Е.П. и не освобождает администрацию г. Челябинска от возложенной на нее законом обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение и являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
б
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи ?illi
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.