Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной СВ., Давыдовой Т.И.
при секретаре Смольниковой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Каслинском районе Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения истца Деминой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Каслинском районе Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы с 01.11.1999г. по 31.08.2000г. в должности социального педагога, учителя обществознания в МОУ " ***", с 12.11.2002г. по 31.08.2003г. в должности социального педагога, учителя обществознания МОУ " ***", с 01.09.2003г. по 31.08.2004г. в должности социального педагога, учителя обществознания, а также периодов нахождения в командировках с 27.02.2002г. по 02.03.2002г., 20.05.2002г., с 28.05.2002г. по 29.05.2002г., 02.07.2002г., 25.09.2002г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с 22.06.2012г.
В обоснование требований указала, что поскольку в спорные периоды выполняла работу учителя обществознания в сельской школе, что подтверждается книгами тарификаций, лицевыми счетами, классными журналами и книгами приказов по кадрам, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
2
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Каслинском районе Челябинской области просит об отмене решения суда в связи с тем, что суд неверно применил п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, следовало применять пункт 4 Правил. Кроме того, указывает, что судом не приняты во внимание и не исследованы акты документальных проверок от 09.08.2012г. и от 10.08.2012г., которые выявили расхождения в приказах о приеме истца на работу на должность учителя. Также судом не применены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1067, согласно которым для включения в специальный стаж работы истицы в должности учителя без занятия штатной должности требуется выполнение условия о выработке полной педагогической нагрузки. Кроме того, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, содержащимся в выписке из лицевого счета за периоды работы с 01.11.1999г. по 31.08.2000г., с 12.11.2002г. по 31.08.2003г. и с 01.09.2003г. по 31.08.2004г., работодателем льготный стаж Деминой М.В. не подтвержден.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен, в суд апелляционной инстанции не явился и о причинах неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Истица по доводам апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
По смыслу статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а
3
лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. При этом положения данной статьи согласно ее пункту 2 реализуются посредством списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется -список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, периоды выполнявшейся до 01.09.2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых
4
(сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из материалов дела следует, что Демина М.В. осуществляла свою работу в МОУ " ***". В соответствии с административно-территориальным делением Каслинского муниципального района, определенным в соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004г. N 312-30 "О статусе и границах Каслинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе" населенный пункт "Багаряк" является селом, то есть, относится к сельской местности.
В соответствии со справкой МОУ " ***" N 02-71 от 02.11.2012г. в спорные периоды времени Демина М.В. осуществляла работу педагогом-психологом, социальным педагогом, и в то же время работала в качестве учителя истории и обществознания.
Суд первой инстанции установив, что истец в периоды с 01.11.1999г. по 31.08.2000г., с 12.11.2002г. по 31.08.2003г., с 01.09.2003г. по 31.08.2004г. работала в должности социального педагога и по совместительству учителя обществознания, истории в МОУ " ***", которая расположена в сельской местности, пришел к правильному выводу, что в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указанные периоды работы в должности учителя расположенной в сельской местности общеобразовательной школы включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В силу ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Установив, что с 27.02.2002г. по 02.03.2002г., 20.05.2002г., с 28.05.2002г. по 29.05.2002г., 02.07.2002г., 25.09.2002г. Демина М.В. по распоряжению работодателя находилась в служебных командировках, за ней в эти периоды сохранялись рабочее место и средний заработок, суд
5
первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности исключения указанных периодов из специального стажа истицы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд неверно применил п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, необходимо было применять п. 4 Правил, согласно которому периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм, содержащихся в пунктах 4, 6 Правил. Пункт 6 правил является исключением из положений, закрепленных в пункте 4 Правил. Это следует из буквального толкования пункта 4 Правил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что льготный характер работы Деминой М.В. не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета не могут быть приняты во внимание. Льготный характер работы истца в спорный период подтвержден справкой МОУ " ***" от 29.08.2012г. N 22. Вины истца в том, что работодатель ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, не имеется. Ст. 14 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает обязанности застрахованного лица, работающего по трудовому договору, осуществлять контроль за представлением работодателем сведений индивидуального
(персонифицированного) учета в Пенсионный фонд.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не применены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1067, согласно которым для включения в специальный стаж работы истицы в должности учителя без занятия штатной должности требуется выполнение условия о выработке полной педагогической нагрузки, не влекут отмену решения суда.
В соответствии с п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и
6
других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Работа в качестве учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, и ранее действовавшие Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, и действующие в настоящее время Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не содержат требований о выполнении учителями расположенных в сельской местности общеобразовательных школ нормы педагогической нагрузки.
Доводы заявителя жалобы о непринятии во внимание актов документальных проверок, которые выявили расхождения в приказах, не могут являться основанием к отмене вынесенного решения, поскольку работа истца в должности учителя в спорные периоды подтверждена иными доказательствами, в том числе справкой работодателя, классными журналами, тарификационными списками, сведениями лицевых счетов.
Таким образом, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которых дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует правильному применению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Каслинском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: , . 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.