Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: судей:
Турковой Г.Л.,
Смолина А.А., Зариповой Ю.С., Минкиной Л.В., Куренковой Ю.Б.,
с участием прокурора:
при секретаре:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Толмачевой А.А. на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 декабря 2012 года по гражданскому делу по заявлению Толмачевой А.А. о признании недействительным решения собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толмачева А.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила, с учетом уточнения, признать недействительным с момента его принятия решение собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области N 116 от 26 декабря 2008 года в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по нормативам 1 (5,4 куб.м) на человека и 2 (4,8 куб.м.) на человека.
В обоснование доводов заявления указано, что на основании оспариваемого решения, с 01 января 2009 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению. Полагает, что установленные нормативы в виде 5,4 куб.м и 4,8 куб. м. на человека являются завышенными и не отвечают "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
2
В судебном заседании Толмачева А.А. настаивала на удовлетворении требований с учетом уточнений.
Представитель администрации Нагайбакского муниципального района Алматов Н.К., представитель Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Федоров Н.И. считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", прокурора Нагайбакского района, МУП "ЖКХ с. Фершампенуаз".
Решением районного суда заявленные требования удовлетворены в части: признано противоречащим закону и недействующим решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района N 116 от 26 декабря 2008 года "О внесении изменений в постановление от 14 апреля 2000 года N 12 "О социальных нормах и нормативах на жилищно-коммунальные услуги" в части установления норматива потребления жилищно-коммунальных услуг "водопровод, канализация, ванна с водонагревателем" 5,4 куб.м на человека, "водопровод, канализация без водонагревателя" 4,8 куб.м. на человека со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано.
В апелляционной жалобе администрация Нагайбакского
муниципального района просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая, что судом не учтено отсутствие в муниципальной районе горячего водоснабжения, в связи с чем, формула N 7, включающая в себя п.п. 16,17,18,19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определяющая суммарный норматив холодного и горячего водоснабжения, применяться в данном случае не может. При определении нормативов потребления коммунальных услуг был соблюден принцип учета благоустройства домов, тогда как этажность, износ коммуникационного оборудования не может влиять на количество потребляемой холодной воды и не учитывается при определении норматива потребления. Также невозможно применение на территории Нагайбакского муниципального района таблицы N 8 Правил при определении норматива потребления холодного водоснабжения, поскольку на данной территории вода всегда одной температуры. В настоящее время нормативы потребления коммунальных услуг установлены постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", применение которых отложено до 01 июля 2013 года, соответственно, при удовлетворении требований и отсутствии у ОМСУ полномочий по принятию нормативов потребления коммунальных услуг,
3
возникнет ситуация отсутствия данных нормативов, чем будут существенно нарушены права населения МО.
В апелляционной жалобе Толмачева А.А. просит решение районного суда отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что нормативно- правовой акт должен быть признан недействующим с момента его принятия, хотя бы в отношении заявителя т.е. с момента начала срока взыскания.
В суде апелляционной инстанции Толмачева А.А., представитель администрации Нагайбакского муниципального района, представитель Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района, представитель Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", представитель МУП "ЖКХ с. Фершампенуаз" участия при надлежащем извещении не принимали.
Прокурор Минкина Л.В. в судебном заседании считала решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.
В связи с неявкой указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия, на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа, местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному
4
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 26 декабря 2008 года N 116 внесены изменения в п. 5 постановления Нагайбакского районного Совета депутатов от 14 апреля 2000 года N 12 "О социальных нормах и нормативах на жилищно- коммунальные услуги" и, в соответствие с которыми, читать в следующей редакции "утвердить и ввести в действие 01 января 2009 года нормативы потребления жилищно- коммунальных услуг", в соответствие с которыми, водопровод, канализация, ванна с водонагревателем (на человека) составляет 5,4 куб.м., водопровод, канализация без водонагревателя (на человека) составляет 4,8 куб.м. (Приложение N 1 к решению).
Из ответа администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2012 года следует, что нормативы потребления получены с помощью расчетного метода, с применением поправочных коэффициентов, характеризующих расход воды на 1 человека в зависимости от степени благоустройства.
Также указано, что с 01 января 2013 года вступают в действие новые нормативы, утвержденные Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", в связи с чем, администрацией Нагайбакского муниципального района в повестку очередного заседания Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района планируется внесение вопроса об отмене оспариваемого решения от 26 ноября 2008 года N 116.
На основании ответа на запрос Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 02 апреля 2012 года до ноября 2010 года полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления
5
коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, обладали органы местного самоуправления, нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению утверждены оспариваемым решением, при этом исходными данными и расчетом нормативов Нагайбакском муниципальном районом Единый тарифный орган не располагает.
В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 7 указанного ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 19 Устава Нагайбакского муниципального района Челябинской области, в редакции, действующей на момент принятия постановления, в исключительной компетенции Собрания депутатов находятся ... установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно п. 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, действующей на момент принятия оспариваемого решения, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по
6
электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, определен Правилами N 306.
П. 4 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
В силу п. 2 Правил нормативом потребления коммунальных услуг является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 3 Правил устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
На основании подп. "а" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности, в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
В силу п. 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п. 14).
При определении и расчете нормативов потребления коммунальных
7
услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 19).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются методы аналогов, экспертный и расчетный, при этом каждый из методов применяется последовательно, при невозможности применения предыдущего метода.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам, в соответствие с которой норматив холодного и горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле: - 1
(Й ""0
"(О
+ 0,07*I)x 1
о-_ где:
Q - расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру; - количество процедур пользования 1 водоразборным устройством за 7
Дней;
L - количество этажей в многоквартирном доме или жилом доме.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение в части установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг противоречит указанным выше Правилам, определяющим порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, является верным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что расчет нормативов потребления коммунальных услуг у муниципального органа отсутствует, что было подтверждено представителем в ходе рассмотрения дела.
Более того, отсутствуют также исходные данные, взятые для расчета нормативов, утвержденных в оспариваемом заявителем решении.
Правоотношение между заявителем и организацией, являющейся поставщиком жилищно- коммунальной услуги, регулируются данными Правилами, соответственно, оспариваемое решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области, утвержденные
8
нормативы по которому не соответствуют вышеназванным Правилам, нарушают права заявителя.
Таким образом, заявитель, обращаясь с заявлением о признании противоречащим нормативно-правового акта, подтвердил документально его несоответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании оспариваемого решения противоречащим пунктам Правил, указанных выше, является правильным.
Вместе с тем, внесены изменения в ст. 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 02 августа 2010 года), то есть 13 августа 2010 года.
На основании постановления Губернатора Челябинской области от 01 сентября 2004 года N 477 полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг закреплены за Единым тарифным органом.
Автор апелляционной жалобы указывает, что в настоящее время нормативы потребления коммунальных услуг установлены постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", применение которых отложено до 01 июля 2013 года, соответственно, при удовлетворении требований и отсутствии у ОМСУ полномочий по принятию нормативов потребления коммунальных услуг, возникнет ситуация отсутствия данных нормативов, чем будут существенно нарушены права населения МО.
Однако указанные доводы основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются, поскольку это основание не имеет определяющего значения для разрешения данного спора. Кроме того, отсутствие нормативов не свидетельствует о необходимости продолжения использования завышенных нормативов.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим
9
полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействующим решение с момента вступления в законную силу судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и правильных выводов суда, и не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Толмачевой А.А.,- без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.