Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г. Л., судей Смолина А.А., Зариповой Ю.С., при секретаре Куренковой Ю.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "26" февраля 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда МОУ "Основная общеобразовательная школа N 30" учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, с апелляционной жалобой администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 21 декабря 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явился прокурор Прокуратуры Челябинской области Соколова Н.Ф.
Администрация города Магнитогорска Челябинской области, МОУ "Основная общеобразовательная школа N 30" города Магнитогорска и Министерство образования и науки Челябинской области в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа N 30" г. Магнитогорска (далее - МОУ ООШ N 30), в котором просил суд возложить на школу обязанность по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с перечнем учебников, допущенных и рекомендованных. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что в прокурорской проверки было выявлено не исполнение образовательным учреждением обязанности по
1
обеспечению бесплатными учебниками всех учащихся, что нарушает права несовершеннолетних. Обеспеченность бесплатными учебниками учащихся школы в зависимости от классов составляет от *** до ***. Прокурор прокуратуры Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель МОУ "ООШ N 30" г. Магнитогорска в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.
Администрация г. Магнитогорска, Министерство образования и науки Челябинской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и месте рассмотрения дела были извещены.
Суд постановил решение, которым требования прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа N 30" города Магнитогорска удовлетворил.
В апелляционной жалобе администрация города Магнитогорска просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных им требований. Суд применил п.24 Приказа Минобразования и науки РФ от 17.12.2012 года N1897 без учета положений ч.2 и ч.5 ст. 76 Конституции РФ, п.2.1 ст.28 и п.6.1 ст.29 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которыми обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования относится к полномочиям субъекта РФ. Орган государственной власти субъекта РФ, передавая субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ, выполняет полномочие, возложенное на него законом, но не передает эти государственные полномочия. Суд не определил, в каком объеме необходимо выделить дополнительные средства для приобретения учебников и не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство образования и науки Челябинской области, на которое должна быть возложена обязанность по финансированию исполнения решения суда. Не согласны с привлечением в качестве ответчика МОУ ООШ N 30, тогда как собственником является г. Магнитогорск. Суд не имел право принять признание иска от МОУ ООШ N30 без согласия администрации города, чем, по мнению заявителя, нарушил ст. 39 ГПК РФ и права собственника Муниципального образования г. Магнитогорск.
Прокурором Орджоникидзевского района г. Магнитогорска представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1
2
Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", определяющего правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом в силу пункта 2 той же статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
3
В соответствии с п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Как следует из Устава МОУ ООШ N30, образовательное учреждение относится к категории муниципальных бюджетных учреждений (ст.З Устава).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что обеспеченность бесплатными учебниками учащихся школы в зависимости от классов в МОУ ООШ N30 составляет от *** до ***.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что в целях обеспечения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обязано обеспечивать оснащение образовательного процесса, в том числе - печатными учебниками каждого ученика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции по существу правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрация города Магнитогорска о нарушении судом норм материального и процессуального права не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, так как противоречат материалам дела и основаны на неправильном, ошибочном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской
4
Федерации в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 года финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Магнитогорска о том, что количество учебников и учебных пособий, предоставляемых МОУ ООШ N30 зависит от размера средств бюджета Челябинской области, выделяемых на эти цели, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в
5
установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости определения судом размера дополнительных средств для приобретения учебников не изменяют существа постановленного решения, так этот размер определяется МОУ ООШ N30 самостоятельно, поскольку именно на школу возложена обязанность обеспечить учащихся школы учебниками и учебными пособиями.
Судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования и науки Челябинской области, на которое, по мнению апеллятора, должна быть возложена обязанность по финансированию исполнения решения суда, поскольку материалы дела не содержат данных о том, что в полномочия этого Министерства входит обязанность обеспечить учащихся конкретной школы учебниками и учебными пособиями. Согласно п.28 ст. 8 Положения о Министерстве образования и науки Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 года N 410, в функции Министерства входит организация в пределах своей компетенции обеспечения образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, входящими в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Отнесение ч.1.ст.7 Закона Челябинской области от 30.11.2004 года N 322-30 "Об образовании в Челябинской области" к полномочиям органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в
б
соответствии с нормативами, установленными законами Челябинской области, а также недостаточность средств, выделяемых из бюджета области на эти цели, не освобождает МОУ ООШ N30 как бюджетного образовательного учреждения от исполнения обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам, в том числе за счет осуществления бюджетным образовательным учреждением приносящей доход деятельности, а также привлечения средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (ст.41 Закона РФ "Об образовании").
Довод жалобы администрации г. Магнитогорска о том, что суд не имел право принять признание иска от МОУ ООШ N 30 без согласия собственника, т.е. представителя администрации города, чем, по мнению заявителя, нарушил ст. 39 ГПК РФ и права собственника Муниципального образования г. Магнитогорск, является несостоятельным.
Как следует из Устава, МОУ ООШ N 30 г. Магнитогорска имеет самостоятельный баланс, смету, обладает обособленным имуществом, имеет лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, банки, штампы, печать, а также другие средства индивидуализации, то есть является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Как было указанно выше общеобразовательные учреждения самостоятельно определяют долю расходов на возмещение затрат педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических печатных изданий, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
Таким образом, права администрации г. Магнитогорска при признании иска МОУ ООШ N 30 г. Магнитогорска нарушены не были.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
7
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от "21" декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Судьи
(flfj /
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.