Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной С.В., Козиной Н.М.
при секретаре Смольниковой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 06 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киреев А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района, к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности изменить размер пенсии за выслугу лет и произвести ее перерасчет.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 02.07.2003г ему была назначена надбавка к трудовой пенсии по старости (пенсия за выслугу лет) как муниципальному служащему в размере **** руб. 61 коп., которая впоследствии неоднократно индексировалась и на 01.08.2011г. составила **** руб. в месяц. Письмом УСЗН Сосновского муниципального района Челябинской области от 27.08.2011г. он был уведомлен о том, что с 01.08.2011г. ему будет выплачиваться пенсия за выслугу лет как муниципальному служащему в размере **** руб. Действия ответчиков по понижению ему размера пенсии считает незаконными.
Суд постановил решение, которым обязал УСЗН Сосновского муниципального района Челябинской области выплачивать Кирееву А.А. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему в размере **** руб. в месяц, установленном на 01.08.2011г., произвести перерасчет разницы между начисленной и выплаченной пенсией в размере **** руб. 43 коп. ежемесячно, начиная с 01.08.2011г., взыскал с УСЗН Сосновского муниципального района Челябинской области в пользу Киреева А.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб., расходы
4
Решением собрания депутатов Сосновского муниципального района IV созыва N 243 от 17 августа 2011 года (л.д. 78-79, 88-100 т.1) утверждено Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, согласно которому право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Сосновского муниципального района по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется: лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, замещавшим на 25 июня 1998 года (на дату вступления в силу Закона Челябинской области "О муниципальной службе в Челябинской области") и позднее должности муниципальной службы, отнесенные к таковым решениями Собрания депутатов Сосновского муниципального района и включенные в перечень должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Сосновского муниципального района (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Форма и размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Сосновского муниципального района определены пунктами 12, 13 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, согласно которым пенсия за выслугу лет устанавливается в форме ежемесячной выплаты исходя из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы и ежемесячной надбавки за классный чин на дату увольнения с муниципальной службы Сосновского муниципального района либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости (инвалидности), по их заявлению. При наличии стажа муниципальной службы свыше 25 лет ежемесячная выплата составляет 135 процентов должностного оклада и ежемесячной надбавки за классный чин по соответствующей должности муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент.
Поскольку должностной оклад Киреева А.А. на момент увольнения с замещаемой должности муниципальной службы - 30 июня 2003 года, составлял **** руб., то управлением социальной защиты населения
администрации Сосновского муниципального района на основании пунктов 12, 13, 21 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, ежемесячная выплата истцу осуществлялась в период с августа 2011 года по декабрь 2011 года в размере **** руб. ( **** руб. х 135%+ 15%).
Удовлетворяя требования Киреева А.А. и возлагая на Управление социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность выплачивать истцу пенсию по выслуге лет, как муниципальному служащему, установленную по состоянию на 01 августа 2011 года в размере **** руб. 43 коп., а также обязывая этого ответчика произвести выплату разницы между назначенной и пересчитанной пенсией по выслуге лет в размере **** руб. 43 коп. ежемесячно за период с 01 августа 2011 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, ставит в неравенство лиц, уволившихся в разное время с муниципальной службы при равном стаже муниципальной службы, поскольку предусматривает определение размера ежемесячной выплаты исходя из размера оклада на дату увольнения без учета централизованного его повышения.
Отметив также, что в соответствии с пунктом 3 решение собрания депутатов Сосновского муниципального района IV созыва N 243 от 17 августа 2011 года вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 августа 2011 года, при этом утвержденным этим решением Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, не предусмотрена возможность перерасчета ежемесячных выплат, назначенных ранее, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности применения названного Положения к спорным правоотношениям.
Однако судебная коллегия с указанным выводом суда не может согласиться на основании следующего.
Конституция Российской Федерации (статьи 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий
6
и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 12 Закона Челябинской области от 30 мая 2007г. N 144-30 "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области", согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области".
Закон Челябинской области от 30 мая 2007г. N 144-30 "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области" (статья 12) по вопросу государственного пенсионного обеспечения гражданских служащих отсылает к федеральному закону о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, который до настоящего времени не принят.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" до вступления в силу
7
федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей условия, порядок назначения и выплаты пенсии муниципальному служащему за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами.
Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Имея в виду закрепленный в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся, согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в соотношении основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, усматриваются основания для применения обозначенных Конституционным Судом Российской Федерации подходов при разрешении настоящего спора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 декабря 1999 года N 189-0 по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные
8
должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 Конституции РФ.
Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.
Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (Определения от 13 октября 2009 года N 1190-О-О, от 11 мая 2006 года, от 03 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года N 107-О-ОиN 108-О-О).
Так, в соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
9
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих представительному органу местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей, даже если в результате корректировки размер пенсии за выслугу лет будет уменьшен по сравнению с ранее установленным размером.
Следовательно, введенное Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района четвертого созыва от 17 августа 2011 года N 243, правовое регулирование по вопросам назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, предусматривающее отличный от ранее установленного механизм определения размера ежемесячной выплаты, само по себе по этому критерию не нарушает право граждан на социальное обеспечение, включающее закрепленное статьей 39 Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размере, поскольку такая выплата является доплатой к государственной пенсии, то есть дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих Сосновского муниципального района, устанавливаемым муниципальным образованием своим нормативным актом и за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Доводы представителя истца о том, что утвержденным 17.08.2011г. Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, ухудшаются права истца, поскольку уменьшается размер пенсии за выслугу лет, не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что изначально выплата пенсии за выслугу лет в повышенном размере произошла не из-за изменения правового регулирования по вопросам назначения и выплаты такой пенсии, а в результате неверного исчисления размера этой пенсии.
По мнению представителя истца, действие утвержденного Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района
10
четвертого созыва от 17.08.2011 года N 243 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, не может распространяться на правоотношения, возникшие по вопросу назначения и выплаты пенсии истцу, поскольку пенсия за выслугу лет ему назначена 02.07.2003г., а Решение Собрания депутатов распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08. 2011 года.
Указанный довод является несостоятельным, поскольку Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района четвертого созыва от 17 августа 2011 года N 243, утвердив Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сосновского муниципального района, изменило механизм определения размера ежемесячной выплаты, признав утратившим силу Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19.05.2010г. N 45, на основании которого исчислялся размер пенсии за выслугу лет до 01.08.2011г. Законом не предусмотрена возможность назначения и выплаты пенсии за выслугу лет на основании недействующего муниципального правового акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца у судебной коллегии не имеется, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Решение суда первой инстанции подлежит отмене также в соответствии с п. 4 ч. 4, ч.5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 06 апреля 2012 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Киреева А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Финансовому отделу администрации Сосновского муниципального района о возложении обязанности изменить размер пенсии за выслугу лет и произвести перерасчет ? отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.