судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе председательствующего Зеленовой Е.Ф. судей Метелевой Г.Н., Козиной Н.М.
при секретаре Бабкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Снитько А.П. на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 19 ноября 2012 года по иску Снитько А.П. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав истца Снитько А.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Снитько А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (далее УПФР в г. Магнитогорске) о восстановлении срока для обращения в пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего.
В обоснование исковых требований указала, что 15 августа 2011 года умер ее сын Снитько А.В. На момент смерти он являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, на его индивидуальном лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии. С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего обратилась по истечении шестимесячного срока, поскольку длительное время после смерти сына проходила амбулаторное лечение, а о наличии накопительной части пенсии сына не знала.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований истца, ссылаясь на то, что Снитько А.П. не представлено достоверных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
2
В апелляционной жалобе Снитько А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока, юридическим образованием она не обладает, а при обращении в УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области ей не было разъяснено право и срок обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений умершего. Кроме того, пенсионным органом в ее адрес не было направлено соответствующее уведомление. Считает, что срок исковой давности начинает течь со дня, когда она узнала о праве обращения в Пенсионный фонд с заявлением.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Согласно ч.1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно пункту 12 статьи 9 и пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначение ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются его родственникам, к числу которых относятся правопреемники первой очереди - его дети, супруг, родители.
В соответствии с пунктом 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 111 ? ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Этой же нормой предусмотрена возможность в судебном порядке восстановить срок такого обращения по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Снитько А.В., 05 августа 1974 года рождения, - сын Снитько А.П., умер 15 августа 2011 года (л.д.12,13). Снитько А.В. являлся застрахованным лицом в системе
3
обязательного пенсионного страхования. После смерти Снитько А.В. на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионных накоплений, которые правопреемникам не выплачены. С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Снитько А.П. обратилась в ГУ - УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области 05 октября 2012 года (л.д.8-11). Поскольку заявление было подано по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, пенсионный фонд отказал в выплате средств пенсионных накоплений умершего (л.д.7).
Разрешая спор и отказывая Снитько А.П. в восстановлении срока для обращения в Пенсионный фонд за выплатой средств пенсионных накоплений, оставшихся после смерти сына, суд первой инстанции исходил из того, что истица имела реальную возможность узнать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений, и своевременно обратиться в территориальный орган пенсионного фонда с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим обстоятельствам.
В силу пунктов 9 и 10 Правил выплат Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года N 741, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника соответствующего заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Прерогатива оценки того, являются те или иные причины пропуска установленного срока уважительными, принадлежит суду. Суд оценивает уважительность (неуважительность) причин пропуска срока по аналогии с оценкой доказательств, то есть по своему внутреннему убеждению.
Из материалов дела следует, что в период с 15 августа 2011 года по 05 октября 2012 года Снитько А.П. неоднократно обращалась в Автономную некоммерческую организацию "Медико - санитарная часть" администрации г. Магнитогорска и ОАО "ММК" Поликлиника N3 (студенческая), а также ГБУЗ "Областной кожно-венерологический диспансер N4" в связи с обострением хронических заболеваний, что подтверждается копией медицинской карты амбулаторного больного (л.д. 53-88), выпиской из амбулаторной карты (л.д.89), ответом на запрос (л.д. 90).
Кроме того, как следует из доводов искового заявления и пояснений
4
истицы, причиной пропуска ею срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений явилось незнание о наличии пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете умершего сына Снитько А.В., что не оспорено ответчиком.
Суд первой инстанции не учел вышеуказанные обстоятельства и необоснованно пришел к выводу о наличии у истца реальной возможности своевременного обращения в территориальный орган пенсионного фонда за выплатой средств пенсионных накоплений.
Выводы суда о наличии у Снитько А.П. высшего образования не могут служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истицы.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Снитько А.П. уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением за получением средств пенсионных накоплений в территориальный орган пенсионного фонда, поскольку истица не знала о наличии у сына пенсионных накоплений, после его смерти находилась в стрессовом состоянии, длительное время проходила амбулаторное лечение в связи с чем, и пропустила срок для соответствующего обращения. Данные причины в своей совокупности создавали объективные препятствия истице для обращения с заявлением в территориальный орган пенсионного фонда за получением средств пенсионных накоплений умершего сына.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 19 ноября 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Восстановить Снитько А.П. срок для обращения в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.