Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А. при секретаре Усовой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Матвеевой О.В. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2012 года по исковому заявлению МАТВЕЕВОЙ О.В., действующей в интересах малолетней МАТВЕЕВОЙ А.Н. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении на администрацию Копейского городского округа обязанности предоставить МАТВЕЕВОЙ А.Н. доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ г. Копейска N 29 Челябинской области,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Матвеева О.В., действующая в интересах малолетней дочери Матвеевой А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности предоставить Матвеевой А.Н., **** года рождения, доступ к дошкольному образованию на разумном географическом удалении от места проживания через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 29 по адресу: г. Копейск, пр. **** - ****, в группе полного дня в течение 10 рабочих дней с момента вынесения решения по существу, указывая, что 28 июля 2011 года ее дочь Матвеева А.Н. была поставлена на очередь в Управлении образование администрации Копейского городского округа для направления в учреждение муниципального дошкольного образования по месту жительства. Годичный срок для направления ребенка в дошкольное образовательное учреждение истек, до настоящего времени
Управление администрации округа отказывается направить дочь в дошкольное учреждение, ссылаясь на нехватку свободных мест в детских садах по месту жительства. Усматривает нарушение ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года и прав ребенка на получение дошкольного образования.
Истица Матвеева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Кусмауль Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, со стороны администрации незаконное бездействие, считает, отсутствует, от предложенного места в МДОУ N 2 Калачевского территориального отдела истица отказалась.
Третье лицо Матвеев Н.В. в судебном заседании полагал требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Представители третьего лица - Управления образования администрации Копейского городского округа Челябинской области Титова Е.В., Соловьева Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Суд постановил решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Матвеева О.В. просит отменить решение и принять новое - об удовлетворении ее требований, указывая, что ей не дают направление для ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение со ссылкой на нехватку свободных мест. Между тем, знает, что сверстники ее ребенка посещают детский сад. Настаивает на нарушении прав ребенка на доступ в дошкольное образовательное учреждение. Выводы суда об отсутствии отказа в удовлетворении ее заявления, считает, не основаны на материалах дела. Не согласна со ссылкой суда на предоставление места в МДОУ Калачевского территориального отдела отказалась, указывает, что оно находится за пределами разумной географической доступности. На автомобиле проезд к месту этого учреждения составляет 45-60 минут. К тому же автомобиля в семье не имеется. Считает, в соответствии с Конституцией РФ. Конвенцией о борьбе в области образования, Конвенцией о правах ребенка ограничение образования недопустимо. Суд неправильно применил Закон "Об образовании", "Об общих принципах местного самоуправления". Решение суда не соответствует требованиям закона, немотивированно и необоснованно. Необоснованно принята
3
во внимание служебная записка от 27 ноября 2011 года, указывает, что данное доказательство является неотносимым и не свидетельствует о том, что в ее адрес были предложения места в МДОУ. Представленное доказательство, считает, фиктивным.
Управление образования администрации Копейского городского округа Челябинской области представило возражения по жалобе.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав Матвеева Н.В., представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области Кусмауль Н.Н., представителя Управления образования Копейского городского округа Челябинской области Титову Е.В., судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Матвеева О.В. и Матвеева Н.В. являются родителями Матвеевой А.Н., **** года рождения.
28 сентября 2012 года Матвеева О.В. обратилась в Управление образования Копейского городского округа Челябинской области с заявлением о выдаче путевки для ребенка на зачисление в МДОУ N 21г. Копейска.
Управление образования Администрации Копейского городского округа и администрация округа письмами от 22 октября 2012 года отказали Матвеевой О.В. на ее обращение, сообщив, что на 01 октября 2012 года ее дочь числится в очереди по г. Копейску за N 1036 (среди детей в возрасте от 2 до 3 лет - на 572 месте, из которых 24 ребенка, пользующихся льготой при зачислении). Перед Матвеевой А.Н. зарегистрировано 129 детей, 2009 года рождения, из них 4 ребенка пользующихся льготой при зачислении. Фактическая наполняемость при нормативе -18, составляет 22 ребенка, вакантных мест нет. Могут предложить место в МДОУ N 2 Калачевского территориального отдела.
Суд обоснованно не усмотрел признаков незаконного бездействия со стороны администрации Копейского городского округа Челябинской области.
Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, а также п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет органам местного самоуправления -учредителям дошкольного образовательного учреждения право определять порядок его комплектования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о порядке прима и отчисления воспитанников муниципальных образовательных учреждений Копейского городского округа Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области N 331-МО от 24 августа 2011 года предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, ведется в журнале регистрации по дате обращения родителей с заявлением в
5
Управление образования (п. 13). Списки детей к зачислению составляются Управлением образования в срок до 20 мая текущего года, массовое комплектование учреждений детьми осуществляется ежегодно в установленные сроки (п. 17).
Текущее комплектование осуществляется в течение года на освободившиеся места, которые предоставляются в первую очередь льготным категориям граждан, пользующихся правом внеочередного и первоочередного направления детей в образовательные учреждения (п. 18).
Указанные нормативные акты ответчиком соблюдаются, что подтверждается доказательствами, представленными администрацией округа с учетом требований ст. 249 ГПК РФ. Истицей доказательств нарушения прав малолетнего ребенка Матвеевой О.В. не представлено.
Доводы Матвеевой О.В. о наличии обязанности у органа местного самоуправления обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении е ребенка в течение 1 года со дня принятия заявления, основаны на ошибочном толковании нормы права.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2007 года N 03-1883 "О Методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года N 91.
Пунктом 1.10 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
6
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (п. 1.13 СанПиН).
В требованиях истица фактически настаивает на внеочередном предоставлении жилья. Однако, из содержания искового заявления, материалов дела не следует, что Матвеева А., **** года рождения, имеет право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
При тех обстоятельствах, когда в г. Копейске отсутствуют свободные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях возложение обязанности на администрацию округа по предоставлению Матвеевой А. общедоступного бесплатного дошкольного образования, вне очереди может нарушить права и законные интересы детей, которые ранее истца встали на учет для получения путевок в детские сады.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 ФЗ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 этого Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Нарушения ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" со стороны ответчика не допущено. Ответы заявителю даны в установленные сроки, содержат мотивированную информацию по обращению Матвеевой О.В. с правовым обоснованием и со ссылкой на фактические обстоятельства.
7
Ссылки в жалобе на то, что предоставление места в МДОУ N 2 Калачевского территориального отдела не соответствуют действительности, ничем не подтверждены. Оснований ставить под сомнение приведенные ответчиком доказательства у суда первой инстанции не было, подтверждается факт такого предложения ответами администрации округа от 22 сентября 2012 года.
Решение по делу принято с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МАТВЕЕВОЙ О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.