Постановление Челябинского областного суда от 18 марта 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского района Челябинской области Кривозубовой Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 01 ноября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Пластовского муниципального района Челябинской области от 01 ноября 2012г. администрация Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 100 000, 0 рублей.
Решением судьи Пластского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Кривозубовой Е.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 01 ноября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 06 августа 2012 г. по 07 августа 2012г. при проверке юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, расположенного по адресу: Челябинская область, Пластовский район, с. Кочкарь, ул. ******, было установлено, что администрацией Кочкарского сельского поселения не были выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и
катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно:
1. Отсутствует положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС;
отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности уполномоченного работника в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
2. Отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления о создании Единой диспетчерской службы (ЕДДС) сельского поселения, определяющие состав и положение о ЕДДС.
3. Отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления на осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
отсутствует документация, определяющая порядок оповещения населения и работу систем оповещения, в том числе:
договоры с организациями, имеющими на балансе и (или) эксплуатирующими, обслуживающими системы оповещения населения;
- инструкции о порядке оповещения населения;
- инструкция по порядку задействования системы оповещения, ее соответствие требованиям руководящих документов;
- соглашения и инструкции о порядке взаимодействия со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи, включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
- инструкции о взаимодействии с ЕДДС главного управления МЧС России субъекта РФ;
подтверждающие документы эксплуатационно - технического обслуживания технических средств системы оповещения;
- методические рекомендации по работе систем оповещения;
- не представлены результаты проведенных ранее учений по оповещению населения;
- отсутствует круглосуточный дежурный персонал по оповещению населения;
не определены меры по исключению несанкционированного задействования системы оповещения;
отсутствует прямая телефонная связь или радиосвязь дежурного персонала:
- с оперативной дежурной сменой (ЕДДС) органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования);
3
- - с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения;
- со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
- отсутствует управление системой оповещения и пультов управления, расположенных на основном и запасном пунктах управления;
- отсутствует прямая телефонная связь и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативными дежурными службами органов исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования);
- отсутствуют источники резервного энергоснабжения системы оповещения.
4. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Отсутствует постановление главы в организации обучения в 2012г.;
- не организовано проведение бесед, лекций, просмотрах учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
- в журнале учета проведенных мероприятий отсутствуют отметки о выполнении мероприятий;
- отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок.
7. Отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны;
- отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки.
8. Отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты.
9. Не представлены ведомости об обеспечении работников дополнительными патронами к противогазам.
10. Не представлены ведомости об обеспечении работников СИЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Поскольку факт совершения администрацией Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2012г., актом проверки N 341 от 07 августа 2012г., распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод о наличии в действиях администрации Кочкарского сельского поселения
4
состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20. 6 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций от администрации Кочкарского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района исключает возможность привлечения администрации Кочкарского сельского поселения к административной ответственности, являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В силу п. 7 чЛ ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с абзацами 1, 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131 -ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Соглашение N 4 от 25 ноября 2011г., N11 от 28 ноября 2011г., заключенное между администрацией Кочкарского сельского поселения и администрацией Пластовского муниципального района о передаче полномочий, не содержит порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а таюхе финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 4 от 11 июля 2012г. администрацией Кочкарского сельского поселения администрации Пластовского муниципального района перечислены денежные средства в размере 1000 руб., однако факт перечисления денежных средств соответствующим платежным поручением не подтвержден (л.д. 36).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской
5
обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, указанные в соглашении N 4 от 25 ноября 2011г., N11 от 28 ноября 2011г., администрацией Кочкарского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района переданы не были.
Утверждения в жалобе о незаконности проведения проверки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 341.
Основанием для принятия Распоряжения N 341 от 31 июля 2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ -П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 о мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, поручено в том числе:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
6
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России. На территории РФ в целях предупреждения и ликвидации ЧС существует единая система предупреждения и ликвидации ЧС. Ее составными частями (п.6 постановления правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003г.) на каждом уровне системы (Федеральном, субъектовом, муниципальном, объектовом) являются: органы управления - координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления; силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Основой обеспечения надежной защиты населения и территорий от ЧС является, прежде всего, надлежащая готовность сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС, включая своевременное оповещение о ней, в сочетании с должной подготовкой населения к действиям в указанных ситуациях.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Ссылки в жалобе на то, что территория Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не указана в перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие среде в, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением
7
Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Кочкарского сельского поселения не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления, например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
Кроме того, согласно перечню гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ на территории Челябинской области на территории Кочкарского сельского поселения имеются гидротехнические сооружения (Поляновская плотина, Кабанская плотина)
Утверждения, что незаконное привлечение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, к участию в деле повлекло за собой ущемление права на защиту юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несостоятельны.
Вызов в суд государственного инспектора ОНД N 11 по пожарному надзору Кожемяко А.И., составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения вопросов, связанных с проведением внеплановой проверки, не нарушает прав администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и не противоречит п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Ошибочные выводы судьи городского суда о том, что к мероприятиям по контролю в отношении органов местного самоуправления Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
8
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяется, не влекут за собой отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
В силу п. 2 ст. 29 Устава Кочкарского сельского поселения, администрация является юридическим лицом, в связи с чем положения названного Федерального закона в полной мере распространяются на мероприятия по контролю в отношении органа местного самоуправления - администрации Кочкарского сельского поселения.
Утверждение в жалобе о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена без согласования с органами прокуратуры, необоснованно.
Статья 10 указанного Федерального закона не содержит требования о согласовании с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что администрацией Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из постановления мирового судьи следует, что администрацией Кочкарского сельского поселения не исполнены требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны; отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты; не представлены ведомости об обеспечении работников дополнительными патронами к противогазам; не представлены ведомости об обеспечении работников СИЗ.
Как усматривается из материалов дела, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении,
9
предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 -КоАП РФ. За указанные нарушения постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 01 ноября 2012г., вступившим в законную силу 12 декабря 2012г., администрация Кочкарского сельского поселения была привлечена к административной ответственности и ей назначено наказание.
Таким образом, указание на совершение данных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необоснованным, и подлежит исключению.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей пои рассмотрении жалобы, решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012г. также подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 01 ноября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012г. по делу оО административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Кочкарского сельского поселения следующих нарушений: отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны; отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты; не представлены ведомости об обеспечении работников дополнительными патронами к противогазам; не представлены ведомости об обеспечении работников СИЗ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - администрации Кочкарского сельского поселения Пластовского муниципального райоча Челябинской области Кривозубовой Е.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.