Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Постникова А.Ю.-Постниковой М.Ю. на постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г., решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 12 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области", в отношении Постникова А.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г. Постников А.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Административной комиссии Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г. Постников А.Ю. обжаловала его в суд.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 12 октября 2012г. указанные выше решения оставлены без изменения.
В жалобе защитника Постникова А.Ю.-Постниковой М.Ю., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене постановления и судебных решений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г., решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 12 октября 2012г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11 июля 2012г. в 22 часа 05 минут осуществлял движение на автомобиле "Ниссан", государственный регистрационный знак *****, на
2
озелененной территории Челябинского городского бора от Шершневского гидроузла в сторону памятника Курчатову в Центральном районе г. Челябинска, чем нарушил п. 13 "Правил охраны и содержания зеленых насаждений в г. Челябинске" (утв. решением Челябинской городской думы от 24 июня 2003г. N 27/2).
Статьей 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, в сфере благоустройства и озеленения территорий и обращения с отходами производства и потребления, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установлена административная ответственность должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В связи с чем постановлением административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г. Постников А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ст.З Закона Челябинской области от 27 мая 2010г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
12 октября 2012г. судьей Челябинского областного суда по результатам рассмотрения жалобы защитника Постникова А.Ю.-Постниковой М.Ю. вынесено решение, которым постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г. и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. оставлены без изменения.
Вместе с тем, на момент рассмотрения надзорной жалобы защитника Постникова А.Ю.-Постниковой М.Ю. Законом Челябинской области от 31 января 2013г. N 450-30 "О внесении изменений в Закон Челябинской области "Об административных правонарушениях в Челябинской области" и статью 7 Закона Челябинской области "Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", вступившим в силу 27 февраля 2013г., ст.З Закона Челябинской области от 27 мая 2010г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" была изложена в другой редакции.
Так, ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" предусматривает ответственность за нарушение правил благоустройства муниципальных образований, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами:
1. Повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей и других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной
тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
2. Нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
3. Непринятие собственниками и иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Нарушение правил содержания и эксплуатации объектов (средств) наружного освещения населенных пунктов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
5. Размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
6. Торговля и оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания в неустановленных местах, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц -от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, данной редакцией не предусмотрена ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.
При этом согласно сведениям, поступившим из администрации Центрального района г. Челябинска, постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска исполнено не было.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,
4
совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится решение об отмене постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г., решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 12 октября 2012г. подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление административной комиссии при администрации Центрального района г. Челябинска от 25 июля 2012г., решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 12 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области", в отношении Постникова А.Ю., отменить.
Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.