Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М., судей Зеленовой Е.Ф., Метелёвой Г.Н.
при секретаре Булавинцеве СИ.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 декабря 2012 года по иску Суворковой С.Х. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суворкова С.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (ГУ УПФР в г. Магнитогорске) о восстановлении срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего *** года мужа С.В.В..
В обоснование требований указала, что ее муж С.В.В.., *** года рождения, являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, после его смерти *** года на его лицевом счете остались пенсионные накопления. 23 ноября 2012 года она обратилась в ГУ УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, однако ей было отказано ввиду пропуска срока. Полагала, что срок ею пропущен по уважительным причинам.
В судебном заседании истец Суворкова С.Х. поддержала свои требования.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Магнитогорске по доверенности
2
от 10.01.2012 Романова Г.В. возражала против восстановления срока, указала, что Суворков В.В. являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, на его лицевом счете учтены пенсионные накопления. Истица обратилась в УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица по истечении шести месяцев с даты смерти застрахованного лица. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными, так как не связаны с личностью истца.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования. Восстановил Суворковой С.Х. срок для обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске о выплате средств пенсионных накоплений после смерти застрахованного лица Суворкова Владимира Васильевича, 1953 года рождения, умершего 30 июня 2007 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Магнитогорске просит решение суда отменить, указав, что после смерти супруга истица обращалась в пенсионный орган за пособием на погребение, в связи с чем специалистами ей должно было быть разъяснено право на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Поскольку Суворков В.В. при жизни не подавал заявление о распределении средств пенсионных накоплений, у пенсионного органа отсутствовали основания для уведомления истицы о возможности получения данных средств. Истицей не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению с заявлением.
Истец Суворкова С.Х., представитель ответчика ГУ УПФР в г. Магнитогорске о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.З ст.38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111 -ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в случае смерти застрахованного лица, наступившей до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке в
3
первую очередь его детям, супругу и родителям (усыновителям), при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Суворкова С.Х. состояла в браке с С.В.В.., он являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. После смерти С.В.В. *** года на его индивидуальном счете остались средства пенсионных накоплений, которые правопреемникам не выплачены. Суворкова С.Х. является правопреемником умершего. Ответчик отказал истице в выплате средств пенсионных накоплений в связи с пропуском срока обращения с соответствующим заявлением.
Указанные обстоятельства подтверждаются отказом Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске (л.д. 6), свидетельством о заключении брака (л.д. 7), страховым свидетельством государственного пенсионного страхования (л.д. 8), свидетельством о смерти (л.д. 9).
Удовлетворяя заявленные Суворковой С.Х. требования, суд оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что установленный законом срок обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений пропущен истцом по уважительным причинам.
Поскольку какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, действующее законодательство не содержит, этот вопрос решается судом первой инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Разрешая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений, суд правильно принял во внимание объяснения истца о том, что при получении пособия на погребение, ей не разъяснялось право на получение средств пенсионных накоплений, а также отсутствие на момент истечения установленного законом срока обращения, правового регулирования порядка выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений.
Доводы жалобы, оспаривающие выводы суда о наличии у истца уважительных причин пропуска срока по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, которые были оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку причинам пропуска истицей срока для обращения в пенсионный орган, оснований для иной оценки нет.
Its
4
Указание в жалобе на отсутствие у пенсионного органа персональных данных правопреемников С.В.В., выводы суда о наличии уважительных причин для восстановления истцу срока обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений, не опровергает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.