Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г.Л., судей Зариповой Ю.С., Жукова А.А., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "19" марта 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Гуща В.И. об оспаривании бездействия Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области с апелляционной жалобой Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 30 ноября 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явился представитель Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Перминова М.А., действующая на основании доверенности от 15 января 2013 года.
Гуща В.И., его представитель Пикельная Ю.В., ООО "Стандарт-проект", Зиновьев А.И., Карпов В.Е., Тимошек М.Е., Гришева С.Н. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гуща В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом N 1 по ул. *** в с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области. Заявитель просил признать это бездействие незаконным и обязать Министерство направить в администрацию Чебаркульского района Челябинской области обращение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного выше многоквартирного дома. В обоснование требований заявитель указал на то, что является собственником одной из квартир в указанном выше доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, который находится в собственности Челябинской
1
области. Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области в нарушение п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ не совершает необходимых действий по формированию земельного участка, который подлежит передаче в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ на основании заявления Гущи В.И. и других собственников жилых помещений. Гуща В.И. в судебном заседании участия не принимал, его представитель заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области в судебном заседании заявленные требования не признала, указав на отсутствие бюджетного финансирования работ по формированию земельного участка и пропуск установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срока для обращения в суд. В письменном отзыве указала на то, что испрашиваемый земельный участок 1902 кв.м не может быть сформирован, так как его выделение из земельного участка с кадастровым номером *** приведет к изменению вида разрешенного использования - для размещения базы отдыха.
Заинтересованные лица Зиновьев А.И., Карпов В.Е, Гришева С.Н., Тимошек М.Е., а также представитель заинтересованного лица - ООО "Стандарт-проект" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Суд постановил решение, которым заявление Гуща В.И. удовлетворил, признал незаконным бездействие Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области по принятию мер по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома N 1 по ул. *** в с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области и возложил на Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области обязанность в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу направить в администрацию Чебаркульского района Челябинской области обращение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного выше многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен на землях особо охраняемых территорий с разрешенным видом использования "для размещения базы отдыха" и в соответствии с ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, п.5 ст.58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и п. 8 ст.
28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не может быть приватизирован. Жилой дом расположен за пределами существующей застройки поселения.
Изучив доводы апелляционной жалобы Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 указанного выше Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
3
В части 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 года N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того введен дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области на основании заявления собственников многоквартирного дома было обязано направить в орган местного самоуправления по месту нахождения формируемого земельного участка, то есть в администрацию Чебаркульского района Челябинской области, обращение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, необходимого для
4
эксплуатации спорного многоквартирного дома.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорный многоквартирный дом расположен на земельном участке площадью 11011 кв.м, который находится в собственности Челябинской области и отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования - для размещения базы отдыха.
Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Стандарт-проект" для размещения базы отдыха на берегу озера Большой Сунукуль.
Земельный участок, о формировании которого заявлены требования, образуется путем раздела существующего земельного участка.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом с целевым назначением для размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома не соответствует виду разрешенного использования.
Частью 5 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается раздел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные
земельные участки в соответствии с разрешенным видом использованием.
Заявление собственников спорного многоквартирного дома о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, а также материалы дела не содержат сведений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид - строительство многоквартирного жилого дома.
Отсутствие таких сведений свидетельствует о недоказанности возможности формирования нового земельного участка путем раздела существующего с иным видом разрешенного использования.
Следовательно, не принятие Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области мер по обращению в администрацию Чебаркульского района Челябинской области об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по ул. *** в с. Непряхино Чебаркульского района Челябинской области, не может быть признано незаконным и нарушающим права заявителя.
Кроме того, в настоящее время Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области оспаривается строительство на спорном земельном участке многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 30 ноября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение. Отказать Гуща В.И. в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. /,
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.