Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Турковой Г.Л.
Трапезниковой И.И., Зариповой Ю.С. Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Верхнеуфалейского городского округа на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012 года по заявлению прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации об оспаривании распоряжения администрации Верхнеуфалейского городского округа.
Представители Главного управления лесами Челябинской области, Верхнеуфалейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, заинтересованные лица Воробьев К.В., Лемтюгин В.А., ШвалеваВ.И., Никончук В.Л., РупекаА.В., их представитель Беспалов А.Г., Рахмангулов М.Х., Суслов В.Г., представитель ООО "Аполлон", представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступило. Главное управление лесами Челябинской области просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И., об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Верхнеуфалейского городского округа Зимина Н.В., представителя Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, действующую по доверенности Куткину С.Д., представителя Лемтюгина В. А., действующего по доверенности Лемтюгина П.Н., прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением, с учетом уточнений о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Верхнеуфалейского городского округа от 15.12.2010 г N 1012-р "Об
2
отнесении к категории земель - земли населенных пунктов, земельный участок, расположенный в с. Иткуль г. Верхний Уфалей Челябинской области, для индивидуального жилищного строительства" в части отнесения к категории земель - земли населенных пунктов, земельного участка, расположенного с. Иткуль г. Верхний Уфалей Челябинской области, в кадастровых кварталах ***, входящего в состав земель лесного фонда ***, ***, 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "У фал ейское лесничество".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данным распоряжением земельный участок, расположенный в с. Иткуль г. Верхнего Уфалея Челябинской области в кадастровых кварталах ***, ***, ***, площадью 57912 кв. м. (ориентировочно) отнесен для индивидуального жилищного строительства к категории земель "земли населенных пунктов". При этом согласно материалам лесоустройства земельные участки в кадастровых кварталах ***, *** входят в состав земель лесного фонда *** ***, 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относятся к федеральной собственности. Указывает, что поскольку в силу ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством РФ, последнее решение о переводе земель "Лесного фонда" в земли "населенных пунктов" не принимало, оспариваемое распоряжение является незаконным, издано с нарушением действующего законодательства. Кроме того, о. Иткуль является памятником природы Челябинской области, в границах которого отвод и предоставление земельных участков под новое строительство запрещен.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представители Главного управления лесами Челябинской области, действующие по доверенности Курбангалин А.Г., Мухаметшина А.И. требования прокурора поддержали, по основаниям, изложенным в заявлении прокурора.
Представители администрации Верхнеуфалейского городского округа -Зимин Н.В., Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа - КуткинаС.Д., представитель Лемтюгина В.А. -ЛемтюгинП.Н., представитель ШвалеваВ.И., НикончукаВ.Л., РупекаА.В. -Беспалов А.Г. заявленные прокурорам требования не признали.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ООО "Аполлон", Суслов В.Г., Воробьев К.В., Рахманугулов М.Х. в судебном заседании не участвовали.
Решением суда заявленные требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
3
В апелляционной жалобе администрация Верхнеуфалейского городского округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что оспариваемое распоряжение вынесено полномочным органом в соответствии ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Земельным кодексом РФ, Уставом Верхнеуфалейского городского округа. Ссылается на то, что выводы суда основаны на доказательствах, не получивших надлежащей оценки. Указывает, что земельные участки в кадастровых кварталах ***, *** находятся в границах населенного пункта с. Иткуль, то есть являются землями населенных пунктов, что подтверждается АС ГЗК 2002 года, созданной в соответствии с федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.10.2001 года N 745, а значит в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ не могут входить в состав лесного фонда. Кроме того, в границах кадастровых кварталов может находиться только одна категория земель; а номера кадастровых кварталов ***, *** согласно Инструкции, утвержденной приказом Роскомзема от 19.09.1996 года N 102, изначально указывают на категорию земель - земли населенных пунктов. Полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и не является нормативным правовым актом.
Представитель администрации Верхнеуфалейского городского округа Зимин Н.В., представитель Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, действующая по доверенности Куткина С.Д., представитель Лемтюгина В.А., действующий по доверенности Лемтюгин П.Н., доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что в кадастровом квартале 96 располагается с.Иткуль, и земельные участки в силу данного обстоятельства относятся к землям населенных пунктов, категория земель была установлена при постановке на кадастровый учет данных земельных участков. Полагают, что поскольку спорные земельные участки окружены земельными участками, отнесенными к землям населенных пунктов, то они не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Прокурор Челябинской областной прокуратуры Минкина Л.В. доводы апелляционной жалобы не признала, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
4
В силу положений ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. В частности, в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Исходя из ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что оспариваемым распоряжением администрации Верхнеуфалейского городского округа от 15.12.2010 г. N 1012-р "Об отнесении к категории земель - земли населенных пунктов, земельный участок, расположенный в с. Иткуль, г. Верхний Уфалей, Челябинской области, для индивидуального жилищного строительства" земельный участок, расположенный в с. Иткуль, г. В. Уфалей, Челябинской области, в кадастровых кварталах ***, *** ***, площадью 57912 кв.м. (ориентировочно), отнесен для индивидуального жилищного строительства, к категории земель - земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 8).
При этом из материалов дела усматривается, что по заданию Заместителя Губернатора Челябинской области N 02/4487 от 19.10.2010 года, в соответствие с графиком выполнения работ по подготовке к вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, расположенных в границах памятника природы озера Иткуль (т. 1 л.д. 84), Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа в IV квартале 2010 года подготовлено 42 земельных участка (проведены межевание и постановка на кадастровый учет) для продажи с аукциона под индивидуальное жилищное строительство (т.1 л.д. 54-70).
Данные земельные участки подготовлены в соответствии с согласованным в 2010 году "Вариантом места размещения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в с. Иткуль, г. Верхний Уфалей, Челябинской области" N 120-2010 от 10.10.2010 года, предоставленного отделом архитектуры и градостроительства администрации Верхнеуфалейского городского округа на земельный участок площадью
5
57912 кв.м. (ориентировочно), в кадастровых кварталах ***, ***, ***, для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д. 52-53).
При этом из материалов дела усматривается, что при согласовании местоположения границ земельных участков руководителем ОГУ "Уфалейское лесничество" указано на то, что участок расположен на землях лесного фонда (т.1 л.д. 39).
Кроме того, при решении вопроса о предоставлении земельных участков в с.Иткуль под индивидуальное жилищное строительство, представителем Главного управления лесами Челябинской области указано на принадлежность земельных участков, выставляемых на аукцион, Российской Федерации и расположение их на землях лесного фонда Уфалейского лесничества (л.д. 24-25).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, суд установил, что согласно материалам лесоустройства земельные участки, расположенные в с. Иткуль, г. Верхний Уфалей, Челябинской области, в кадастровых кварталах ***, *** входят в состав земель лесного фонда *** ***, 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относятся к федеральной собственности.
01.12.2009 на основании ст. 8 Лесного кодекса РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 17997.0000 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г.Верхний Уфалей, ОГУ "Уфалейское лесничество", Иткульское участковое лесничество, в том числе на кварталы 1-97 (т.1 л.д. 20).
Согласно материалам лесоустройства Уфалейского лесхоза 96 квартал 3, 20 выдел входит в состав земель лесного фонда (т.1, л.д. 17-19, 36-38, 40, 42-43, 175-176).
Доказательств обратного заинтересованной стороной не представлено. Право РФ на указанные земли никем не оспорено, не признано недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно применил нормы права, и пришел к обоснованным выводам о том, что поскольку решение о переводе земель "лесного фонда" в земли "населенных пунктов" в кадастровых кварталах ***, *** *** ***, 20 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" Правительством Российской Федерации не принималось, а в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению федеральными земельными участками, то распоряжение администрации
6
Верхнеуфалейского городского округа от 15.12.2010 года N 1012-р "Об отнесении к категории земель - земли населенных пунктов, земельный участок, расположенный в с. Иткуль, г. В. Уфалей, Челябинской области для индивидуального жилищного строительства" в части отнесения земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, к землям населенных пунктов, издано с нарушением федерального законодательства, за пределами компетенции органов местного самоуправления или их должностных лиц и нарушает интересы Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллеги не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение вынесено полномочным органом в соответствии ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Земельным кодексом РФ, Уставом Верхнеуфалейского городского округа, в силу вышеизложенного несостоятельны.
Доказательств наличия полномочий на принятие оспариваемого решения суду не представлено, материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что земельные участки в кадастровых кварталах ***, *** находятся в границах населенного пункта с. Иткуль, то есть являются землями населенных пунктов, фактически сводятся к переоценке обстоятельств дела и правильных выводов суда, и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
В силу ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков.
То обстоятельство, что в кадастровых паспортах спорных земельных участков в качестве категории земель указано "земли населенных пунктов", правового значения для отнесения земельного участка к названной категории не имеет, поскольку доказательств его перевода из земель лесного фонда в порядке, предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
Иное толкование подателем жалобы норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или
7
опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Верхнеуфалейского городского округа - без удовлетворения. Председательствующий: ,л , /
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.