Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.,
судей Щелокова Ю.Г., Уфимцевой Т.Д.
при секретаре Горнаткиной В.Е.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф., рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2013 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ашинского муниципального района Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 26 декабря 2012 года по иску Ашинской городской прокуратуры в интересах Брыляковой Д.С. к администрации Ашинского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Ашинского муниципального района в интересах Брыляковой Д.С, *** года рождения о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 12 кв.м. в городе Аше, за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование требований указали, что Брылякова Д.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - Б.Л.Н.., лишена родительских прав, отец умер. Постановлением главы администрации Ашинского муниципального района N 1075/5 от 26.11.2003 года Брылякова Д.С. определена в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за ней закреплено жилое помещение, по адресу: г. Аша, ул. ***, 71. Решением Ашинского городского суда от 11.10.2011 года на администрацию AMP возложена обязанность поставить Брылякову Д.С. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением главы администрации Ашинского муниципального района Челябинской области N 2238 от 09.11.2011 года Брылякова Д.С. поставлена на учет. В период с 01.09.2010 года по 12.01.2012 года Брылякова Д.С. обучалась в ГБОУ СПО (ССУЗ) "Ашинский индустриальный техникум" и находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время
Г? в?
включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, утвержденный постановлением главы администрации Ашинского муниципального района N 129 от 03.02.2012 года под N 27.
В судебном заседании прокурор Москова P.M. настаивала на исковых требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец - Брылякова Д.С, представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района, представители третьих лиц -Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора Ашинской городской прокуратуры Челябинской области в интересах Брыляковой Д.С. Обязал администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области предоставить вне очереди Брыляковой Д.С, *** года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 12 квадратных метров в городе Аше, за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Ашинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. Указывают на то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к государственным полномочиям субъекта РФ, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, денежных средств выделяемых на исполнение указанных полномочий не хватает. Кроме того, решение о внеочередном предоставлении жилого помещения приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, которые также имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Истец Брылякова Д.С, представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, представители третьих лиц - Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их
2
'1
отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что мать Брыляковой Д.С. - Брылякова Л.Н. лишена родительских прав на основании решения Ашинского городского суда от 03.10.2003 года, отец Брыляковой Д.С. - Б.С.А.., умер *** года. Постановлением главы администрации Ашинского муниципального района N 1075/5 от 26.11.2003 года Брылякова Д.С. определена в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за ней закреплено жилое помещение по адресу: г. Аша, ул. ***, 71.
Решением Ашинского городского суда от 11.10.2011 года на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность поставить Брылякову Д.С. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением главы администрации Ашинского муниципального района Челябинской области N 2238 от 09.11.2011 года Брылякова Д.С. принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья как ребенок-сирота, не обеспеченный жильем. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, утвержденного постановлением главы Ашинского муниципального района N 129 от 03.02.2012 года, по состоянию на 01.01.2012 года, Брылякова Д.С. состоит на регистрационном учете под N 27.
Согласно справки ГБОУ СПО (ССУЗ) "Ашинский индустриальный техникум" Брылякова Д.С. проходила обучение с 01.09.2010 года по 12.01.2012 года и находилась на полном государственном обеспечении.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований по иску Ашинской городской прокуратуры в интересах Брыляковой Д.С, суд исходил из того, что Брылякова Д.С, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-х летнего возраста не достигла, собственного жилого помещения не имеет, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, имеет право на обеспечение органом местного самоуправления во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в соответствии
з
с санитарно-техническими нормами за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции действующей на момент принятия решения, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21 декабря 1996 г. (с изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством); не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Челябинской области от 22 декабря 2005 года N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями) органы местного самоуправления в Челябинской области наделены государственными полномочиями по
4
П 7
~?
i
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью в установленном законодательством порядке.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6).
В соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения N 33 от 15.07.2010 года утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 12 кв.м. и не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области обязанности предоставить Брыляковой Д.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 12 кв.м. в городе Аше, за счет средств бюджета Челябинской области.
Доводы апелляционной жалобы администрации Ашинского муниципального района о том, что решение о внеочередном предоставлении жилого помещения Брыляковой Д.С. приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, которые также имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди, правового значения не имеют.
Положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено
5
гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к государственными полномочиями субъекта РФ, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, денежных средств выделяемых на исполнение указанных полномочий не хватает, о незаконности принятого судом решения не свидетельствуют. Отсутствие необходимых денежных средств не освобождает администрацию Ашинского муниципального района от обязанности по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Иных заслуживающих внимание доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ашинского муниципального района Челябинской области -без удовлетворения. /7 п
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.