Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Давыдовой Т.И., Лутфуллоевой P.P., Булавинцеве СИ.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 марта 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Киба Н.А. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киб Н.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указал, что 29 сентября 2011 года он, как лицо, проходившее военную службу по контракту, был уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". С 30 сентября 2011 года проходит службу в должности помощника Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. 23 мая 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему и выплате пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Однако в удовлетворении заявления ему было отказано в связи со службой в органах прокуратуры, с чем он не согласен, считает отказ ответчика противоречащим Конституции РФ, статье 57 названного закона. Кроме того, ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П.
Истец Киб Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчика Поминов Д.Ю. и Захаров В.Н. против удовлетворения иска возражали. В обоснование указали, что в соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и разъяснениями Конституционного Суда РФ прохождение службы в органах прокуратуры является основанием для приостановления выплаты, назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
Судом в удовлетворении исковых требований истца было отказано. При этом суд согласился с мнением ответчика.
Истец в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося судебного решения, указывает на то, что судом неверно применен закон. Статья 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" содержит исчерпывающий перечень служб, поступление на которые пенсионеров, из числа указанных в статье 1 данного Закона, влечет приостановление выплаты назначенных пенсий. В данном перечне органы прокуратуры не значатся. Суд не учел, что из правовой позиции Конституционного суда РФ правило о приостановлении выплаты пенсии применяется в отношении граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры и вновь поступивших на службу в эти органы. Конституционным судом РФ не рассматривался вопрос о приостановлении выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу, поступившим на службу в органы прокуратуры. При этом также ссылается на практику судов иных субъектов РФ.
Заслушав пояснения истца Киба Н.А., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ответчика Поминова Д.Ю., считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции было установлено, что 29 сентября 2011 года Киб Н.А. был уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. 14, 50-53).
30 сентября 2011 года в соответствии с приказом прокурора Челябинской области истец был принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Челябинской области (л.д. 12), где и проходит службу в должности помощника Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по настоящее время
(л.д. 50-53, 55-58).
23 мая 2012 года Киб Н.А. обратился в Военный комиссариат Челябинской области с заявлением о назначении и выплате ему пенсии за выслугу лет как военнослужащему с 30 сентября 2011 года (л.д. 43), в чем ему было отказано.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после поступления на федеральную государственную службу в прокуратуру Челябинской области, которое состоялось на следующий день после увольнения с военной службы у истца не возникло право на получение пенсии за выслугу лет, поэтому действия ответчика являются законными и обоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является верным из следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, проходившим военную службу, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из их числа при поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Данный Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах.
Так, пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников
и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Предписания Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", касающиеся пенсионного обеспечения прокуроров, отсылают не к отдельным положениям Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в рассматриваемый Закон РФ от 12 февраля 1992 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, -оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы и учреждения прокуратуры.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда г. Москвы", которой обоснованно руководствовался суд первой инстанции.
"1
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом неверно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, отмену судебных постановлений повлечь не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Ссылка заявителя на нарушение единства судебной практики не может служить основанием к отмене вынесенного судебного постановления. Решения судов по российскому законодательству к источникам права не относятся.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, суд первой инстанции правильно установил все значимые обстоятельства дела, дал надлежащую мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Киба Н.А. - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.