Определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 12 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л. судей Зариповой Ю.С., Свинцовой Г.В., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "12" марта 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора города Челябинска о признании незаконной деятельности по розничной реализации табачной продукции с апелляционным представлением прокурора города Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 25 декабря 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явился прокурор Егорова А.С., представители Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" Коростелева Т.А. и Дергачева А.С., действующие на основании доверенностей от 25.06.2012 года.
МБДОУ Детский сад N 366 в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, извещен о дате, времени и месте рассмотрения апелляционного представления. Дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к ООО "Аллегро", в котором (с учетом уточнения требований) просил признать незаконной деятельность ООО "Аллегро" по розничной продаже табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенном в г. Челябинске по ул. ***, 58 "а" и запретить розничную продажу табачных изделий в этом магазине. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в указанном выше магазине ООО "Аллегро" организована розничная продажа табачных изделий, тогда как расстояние от магазина до границ (ограждения) территории земельного участка МБДОУ Детский сад N 366, составляет 53,6 метра. Деятельность общества по розничной продаже табачных изделий противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 года "Об ограничении курения табака", в
1
соответствии с которыми установлен запрет розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций. В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ООО "Аллегро" в судебном заседании с требованиями прокурора города Челябинска не согласилась.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурору г. Челябинска отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора города Звонарева Т.Ю. просит решение Советского районного суда г. Челябинска от 25 декабря 2012 года отменить в связи неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и положениям Федерального закона "Об ограничении курения табака". Постановление Губернатора Челябинской области N 230 от 18 августа 2012 года к спорным правоотношениям неприменимо.
Обсудив доводы апелляционного представления, возражений ООО "Аллегро" на апелляционное представление, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционное представление ООО "Аллегро" просит оставить решение суда без изменения, указав на то, что расстояние следует устанавливать по данным кадастрового учета, и на отсутствие доказательств нахождения магазина в стометровой зоне. Сослался также на преюдициальное значение решения арбитражного суда от 24.07.2012 года, постановленного в отношении общества по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела в магазине "Красное и Белое", расположенном в нежилом помещении по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 58 "а", ООО "Аллегро" осуществляется розничная продажа алкогольной продукции и табачных изделий.
МБДОУ Детский сад N 366 г. Челябинска находится по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 56-в. и на основании ст. 12 Закона РФ "Об образовании" относится к образовательным учреждениям.
2
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N87-ФЗ "Об ограничении курения табака" запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Приведенная норма Закона направлена на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков и запрещает реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о том, что розничная продажа табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 58 "а" не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку установил, что расстояние между образовательным учреждением и входом в магазин, исчисленное по методике, приведенной в постановлении Губернатора Челябинской области от 17.08.2012 года N230, составляет более 100 метров.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что в указанном выше магазине "Красное и Белое" ООО "Аллегро" осуществляет розничную продажу табачных изделий.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории от 08 июня 2012 года, схеме замера расстояния к протоколу осмотра от 08 июня 2012 года расстояние от входа в магазин "Красное и Белое" по адресу: ул. ***, 58"а" г. Челябинска до границ (ограждения) территории земельного участка МБДОУ Детский сад N 366 составляет 53,6 метров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" запрещена розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Согласно протоколу осмотра от 08 июня 2012 года и схеме замера расстояния следует, что расстояние было измерено непосредственно на местности с применением мерной ленты МЛ-30 в присутствии администратора магазина. При измерении расстояния прокурор
з
руководствовался выкопировкой из генерального плана г.Челябинска, на которой указана территория детского сада и размещение спорного магазина.
Поскольку Федеральным законом "Об ограничении курения табака" не установлен порядок определения 100-метрового расстояния между объектами, прокурор в своем заявлении правомерно указал, что следует руководствоваться буквальным толкованием используемого в законе термина "расстояние", то есть как кратчайшего пути от одной точки до другой (по прямой линии).
Выводы суда первой инстанции и доводы общества о том, что прокурором не доказано, что реализация табачных изделий осуществляется на расстоянии менее 100 метров от границ территории указанного образовательного учреждения и о том, что ООО "Аллегро" осуществляет реализацию табачных изделий на расстоянии более 100 метров от границ территории указанного образовательного учреждения, которое подлежит определять исходя из содержания кадастрового паспорта и с учетом кратчайшего маршрута, проходящего по тротуарам и пешеходным дорожкам, пешеходным переходам основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает недопустимым применение по аналогии Постановления Губернатора Челябинской области от 17 августа 2012 года N230 "Об установлении дополнительного ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Челябинской области", принятого по вопросам, касающимся иных правоотношений, прямо урегулированных иным законом, при наличии возможности разрешения спора исходя из буквального толкования норм, регулирующих правоотношения в области торговли табачными изделиями. Кроме того, данное постановление принято с превышением полномочий и его действие в настоящее время прекращено на основании постановления Губернатора Челябинской области от 24 января 2013 года N16.
Довод ООО "Аллегро", изложенный в заявлении, о том, что стометровую зону от детского учреждения подлежит определять исходя из содержания кадастрового паспорта, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2005 года N 0100/4244-05-32 "О надзоре за реализацией табачных изделий", согласно которому при определении 100-метровой зоны от границ территории образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом.
4
Между тем, в данном письме для определения 100-метрового расстояния от границ территорий образовательных учреждений используется понятие "зона".
Понятие "зона" используется в действующем законодательстве, в частности в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, как определенная территория с установленными границами, при этом внутри данной территории могут располагаться как объекты капитального строительства, так и иные объекты.
Использование понятия "зона" при определении 100-метрового расстояния от границ территории образовательных учреждений предполагает измерение данного расстояния как окружности с радиусом 100 метров, центром которой является точка на границе территории образовательного учреждения.
ООО "Аллегро" не представило суду доказательств того, что от точки на границе территории образовательного учреждения до торговой точки общества менее 100 метров, равно как не представило своего расчета стометровой зоны.
Учитывая вышеназванные обстоятельства и отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих позицию прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что магазин "Красное и Белое" ООО "Аллегро", расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 58 "а", находится на расстоянии менее 100 метров от границ территории названного выше образовательного учреждения, что в свою очередь свидетельствует о том, что реализация табачных изделий в данной торговой точке осуществляется в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака".
Доводы ООО "Аллегро" об отсутствии доказательств нахождения магазина в стометровой зоне опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводом ООО "Аллегро" о преюдициальном значении решения арбитражного суда от 24.07.2012 года, постановленного в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ в связи с нарушениями требований розничной продажи алкогольной продукции, поскольку оно не содержит вывода о том, что магазин расположен за пределами расстояния 100 метров от образовательного учреждения. Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, арбитражный суд руководствовался тем, что
5
административным органом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения.
Судебная коллегия находит, что замер спорного расстояния 53,6м., произведенный старшим помощником прокурора г. Челябинска Звонаревой Т.А., т.е. от магазина "Красное и Белое", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. ***, д. 58 "а", до МБДОУ ДС N 366, с использованием мерной ленты МЛ 30, от границы земельного участка (крайней точки, ближайшей к магазину) образовательного учреждения до входа в магазин, ответчиком не опровергнут.
Судебная коллегия считает, что в данном случае следует учитывать направленность действия установленных Законом об ограничении курения табака запретов, а именно: ограничить доступность табачных изделий для детей и подростков. Соответственно, любое расширительное толкование 100-метрового расстояния лишает данную норму практической значимости, поскольку предоставляет большой простор для злоупотреблений, в частности путём изменения расстояния на местности с помощью установления различного рода преград, изменения места расположения пешеходных дорожек, изменения возможности прохода в силу погодных условий и т.п. Закон об ограничении курения табака говорит о 100-метровом расстоянии от границы территории образовательных организаций и не обуславливает его определение возможностью входа (выхода) с территории образовательных организаций с учетом искусственных и естественных препятствий.
Согласно Федеральному закону N 51-ФЗ от 24.04.2008 г. Российская Федерация присоединилась к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
В преамбуле названной Конвенции перечисляются цели ее принятия, которые указывают на преисполненные решимости уделять приоритетное внимание своему праву на защиту здоровья людей, проявляя глубокую обеспокоенность по поводу распространения курения и других видов употребления табака детьми и подростками во всем мире, особенно по поводу курения во все более раннем возрасте, напоминая также, что Конвенция по правам ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., предусматривает, что государства - участники этой Конвенции признают право ребенка на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья.
В соответствии со статьей 24 Основ Законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 547-1, в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их
б
физиологическим особенностям состояния здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Осуществление ответчиком розничной торговли табачных изделий в непосредственной близости от образовательного учреждения противоречит требованиям федерального законодательства об ограничении курения табака, неблагоприятно влияет на нравственное воспитание несовершеннолетних, создает предпосылки для приобретения ими табачных изделий, создавая угрозу причинения вреда их здоровью.
Утверждение ООО "Аллегро" в возражениях на апелляционное представление прокурора о том, что изменение исковых требований прокурора в части запрета на торговлю алкогольной продукцией свидетельствует о том, что магазин находится за пределами 100 метров от детского сада, судебная коллегия находит несостоятельным . Изменение предмета требований является правом истца и реализация им этого процессуального права не является доказательством того или иного факта.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора города Челябинска у суда не имелось. Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска Челябинской области от 25 декабря 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора города Челябинска. Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" по розничной продаже табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенном в г. Челябинске по ул. ***, 58 "А". Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" прекратить деятельность по розничной продаже табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенном в г. Челябинске по ул. ***, 58 "А".
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.