Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
с участием прокурора
Журавлевой М.П.
Чаус И.А., Малоедовой Н.В.
Горнаткиной В.Е. Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 08 ноября 2012 года по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска в интересах Уткина Д.Б. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Журавлевой М.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, возражения представителя Министерства социальных отношений Челябинской области - Антиповой О.А., относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратился в суд с иском, в последствии уточненном, в интересах Уткина Д.Б. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа от 09 августа 2011 года N 10-463 8-г в предоставлении Уткину Д.Б. меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по предоставлению Уткину Д.Б. жилищной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на территории Челябинской области как ветерану боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 01 января 2005 года. В обоснование требований указал, что Уткин Д.Б. 26 декабря 1993 года был призван на действительную военную службу в ряды Российской армии; во время прохождения службы на территории Чеченской Республики с 30 декабря 1994 года по 20 апреля 1995 года Уткин Д.Б. принимал участие в
2
боевых действиях при наведении конституционного порядка; Уткин Д.Б., являясь ветераном боевых действий, на основании удостоверения серии БК N ****, выданного 01 июня 2005 года, и нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставший на учет до 01 января 2005 года, обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем; ответом Министерства социальных отношений Челябинской области от 09 августа 2011 года N 10-463 8-г органы местного самоуправления г. Магнитогорска проинформированы о том, что Уткину Д.Б. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в связи с тем, что удостоверение "ветерана боевых действий" выдано 01 июня 2005 года.
Истец Уткин Д.Б. участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал.
Помощник прокурора Центрального района г. Челябинска Осадчая О.Д. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Антипова О.И. возражала против заявленных требований, указала, что оспариваемое письмо не является отказом в предоставлении жилищной субсидии, истцом пропущен установленный законом срок для оспаривания решения органа государственной власти.
Представитель третьего лица администрации г. Магнитогорска участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Уткина Д.Б. отказал.
В апелляционном представлении прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска просит решение суда отменить в виду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а именно, выводов суда об отсутствии в действиях Министерства социальных отношений Челябинской области нарушений прав Уткина Д.Б. на предоставление жилищной субсидии и об отсутствии обращений Уткина Д.Б. в орган местного самоуправления с заявлением о выделении ему жилищной субсидии.
Уткин Д.Б., представитель администрации г. Магнитогорска извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не
3
явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Статья 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер, установленных статьями 14-19 и 21 указанного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17,19-21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт
_)?
В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" гражданам, в том числе участникам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 июля 2006 года N149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, регулирующее, в том числе, и предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий ветеранов, установленных статьями 14, 16, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно статье 3 указанного Положения, граждане, имеющие право на меры социальной поддержки подают в органы местного самоуправления,
4
где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление о предоставлении им субсидии.
В соответствии со статьей 4 Положения, органы местного самоуправления составляют списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 01 января 2005 года по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области.
Списки формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Министерство социальных отношений на основании Списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по Челябинской области, и в установленные сроки направляет их в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 5 Положения).
Областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Уткин Д.Б. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий администрацией Ленинского района г.Магнитогорска, состоит на учете с 15 июня 1999 года; включен в списки очередности по категории "ветеран боевых действий" на основании удостоверения, выданного общественным фондом участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике "Машук" от 17 мая 1999 года; удостоверение установленной формы выдано Уткину Д.Б. военным комиссариатом Челябинской области 01 июня 2005 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Уткин Д.Б. не снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 08 ноября 2012 года значится в базе данных Министерства социальных отношений Челябинской области по реестру ветеранов боевых действий под номером 1045; оснований для внеочередного предоставления Уткину Д.Б. жилищной субсидии не имеется; с письменным заявлением о выделении ему жилищной субсидии для приобретения в собственность жилья Уткин Д.Б. не обращался.
Требования истца о возложении на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по предоставлению жилищной субсидии фактически сводятся к требованию о предоставлении жилищной субсидии во внеочередном порядке. Однако ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения участникам боевых действий. Напротив, в данном Постановлении содержатся положения о предоставлении таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
Судебная коллегия признает обоснованным и правильным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа Министерства социальных отношений Челябинской области от 09 августа 2011 года N 10-4638-г в предоставлении Уткину Д.Б. мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку данное письмо является ответом на письмо Депутатского центра Магнитогорского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", соответствующего отказа Уткину Д.Б. от Министерства социальных отношений Челябинской области не было.
Поскольку Уткин Д.Б. как ветеран боевых действий не снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований полагать, что оспаривается статус ветерана боевых действий и в связи с этим права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", не имеется.
Согласно положениям статей 55 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным
6
законом.
Бремя доказывания нарушения своих прав и свобод принятым решением лежит на истце, при обращении в суд истец должен доказать, какие его права и охраняемые интересы нарушены ответчиком.
Вместе с тем, в нарушение указанных правовых норм, Уткиным Д.Б. не представлено доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выделении ему жилищной субсидии, а также доказательств нарушения Министерством социальных отношений Челябинской области его прав на получение жилищной субсидии.
Поэтому доводы апелляционного представления о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела судебной коллегией признаются безосновательными и не влекут отмену решения суда.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено, основания для отмены или изменения решения по доводам апелляционного представления отсутствуют.
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционного представления являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.