Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Аброськиной Е.А., Зеленовой Е.Ф., Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 марта 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Ивановой Н.Н. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 17 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Нинель Никандровна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области о возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что с 1998 года является получателем трудовой пенсии по старости. Ответчиком неверно исчислен размер ее пенсии. Им не учтено, что трудовую деятельность она осуществляла в отдаленной местности, где к заработной плате был установлен коэффициент 1,55. Поэтому при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости ответчику следовало применить соотношение ее среднемесячного заработка к среднемесячному заработку по стране 1,7, чего ответчик не сделал. Кроме того, при исчислении пенсии он применил формулу, которая не предусмотрена законом. По ее расчетам размер пенсии должен составлять *** руб. *** коп.
В судебном заседании истица Иванова Н.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Кондратьева Т. А., действующая по доверенности, иск не признала, указала, что расчет пенсии истца произведен в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Оснований для применения соотношения среднемесячного заработка истицы к среднемесячному заработку по стране в 1,7 нет, так как Иванова Н.Н. не работала в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.Н.
было отказано.
В апелляционной жалобе истица требует отмены решения суда, при этом ссылается на неправомерность выводов суда о невозможности применения при расчете пенсии соотношения заработков в 1,7 и воспроизводит те же доводы, на которых были основаны ее исковые требования.
Ответчиком на апелляционную жалобу Ивановой Н.Н. поданы письменные возражения, где указано на законность и обоснованность судебного решения.
Ответчик при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, в связи с чем судебная коллегия с учетом мнения истицы в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика.
Заслушав пояснения истицы Ивановой Н.Н., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - *** рублей) * Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
*** рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
При этом расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК * ЗР / ЗП * СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа
мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации ( *** руб. *** коп.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28 Л настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Согласно статье 30.1 этого же Закона величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит (пункт 2).
Так, судом первой инстанции было установлено, что Иванова Н.Н. является получателем трудовой пенсии по старости с 5 мая 1998 года,
назначенной ей как лицу, достигшему возраста 55 лет.
Основанием для назначения пенсии явилось заявление истицы от 20 апреля 1998 года (л.д. 15), а также заявление о назначении пенсии без учета заработной платы и стажа в Управлении капитального строительства Бухарского облисполкома с 01 сентября 1978 года по 11 августа 1982 года (л.д. 21). После получения соответствующих документов истица взяла обязанность обратиться для перерасчета пенсии, была предупреждена, что такой перерасчет будет осуществлен с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем предоставления документов.
С учетом данных заявлений пенсия истице была назначена без учета заработной платы исходя из общего трудового стажа 23 года 8 месяцев 11 дней (л.д. 76).
Впоследствии истицей 22 июня 2010 года ответчику были предоставлены справки о заработной плате от 11 января 2010 года, выданной Межхозяйственным архивом документов личного состава города Бухары и от 25 марта 2010 года, выданной Муборекским филиалом Государственного архива Кашкадарьинской области Республики Узбекистан, на основании которых ей был произведен перерасчет пенсии с учетом заработной платы за период работы с 01 июля 1967 года по 30 июня 1970 года (за 60 месяцев). При этом перерасчет пенсии был осуществлен с 1 января 2010 года в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Истица ранее обращалась в судебные органы, оспаривая действия пенсионного органа, отказавшегося производить перерасчет ее пенсии с 1998 года в соответствии с предоставленными в 2010 году справками о заработной плате.
Решением Миасского городского суда от 19 сентября 2011 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.Н. было отказано.
16 августа 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив ему справку Службы единого заказчика инжиниринговой компании Хакимата Бухарской области Республики Узбекистан от 4 мая 2004 года (л.д. 39-43), в соответствии с которой в ее страховой стаж был засчитан период работы с 1 сентября 1978 года по 11 августа 1982 года, общая продолжительность страхового стажа была определена в 27 лет 7 месяцев 22 дня.
С учетом пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001
года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для перерасчета пенсии истицы с 1998 года, поэтому он был осуществлен с 1 сентября 2011 года.
Доводы истицы относительно необходимости применения при расчете пенсии отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, равного 1,7, суд верно признал несостоятельными ввиду того, что Иванова Н.Н. по состоянию на 1 января 2002 года не проживала в районах Крайнего Севера или приравненных к нему местностях, а также не осуществляла свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера в течение 15 лет или 20 лет в районах, к ним приравненных, пенсия в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ей не назначалась.
Кроме того, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период ее трудовой деятельности на территории Узбекской ССР, к ее заработной плате применялся районный коэффициент 1,55, суду представлено не было.
Таким образом, проверив расчеты пенсии истицы, произведенные ответчиком, суд пришел к правильному выводу о том, что они соответствуют нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", тогда как расчеты Ивановой Н.Н. основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы нельзя признать убедительными, поскольку оценка пенсионных прав истицы произведена ответчиком правильно и не противоречит действующему законодательству. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 17 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивановой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий--..
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.