Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Лутфуллоевой P.P., Скрябиной С.В.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Подуременных т.г. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2012 года по иску Подуременных т.г. к Министерству сельского хозяйства Челябинской области о взыскании субсидии
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав истца Подуременных Т.Г, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Зязина Д.Б., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подуременных Т.Г. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Челябинской области о взыскании субсидии в размере **** руб.
В обоснование исковых требований истица указала, что в декабре 2008 года ответчиком ей было выдано свидетельство о предоставлении субсидии в соответствии с Федеральной программой "Социальное развитие села до 2010 года" в размере **** руб. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Сумма субсидии была определена в размере 60% от стоимости жилья, исходя из рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленной в с. Долгодеревенское в 2007 г. - **** руб., тогда как расчет размера субсидии должен был производиться из рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, действующей в с. Долгодеревенское на дату выдачи свидетельства - **** руб. Таким образом, размер подлежащей выплате субсидии должен составлять **** руб., в связи с чем с ответчика подлежит взысканию недополученная сумма **** руб.
В судебном заседании истец Подуременных Т.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Зязин Д.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что расчет социальной выплаты
2
осуществлялся исходя из стоимости 1 кв.м. жилья, сложившейся в сельской местности на 2007 год, в котором была приобретена квартира, из расчета фактически приобретенной жилой площади.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Подуременных Т.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Подуременных Т.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о правомерности определения размера социальной выплаты, исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади, сложившейся в 2007 г. является необоснованным и противоречит п. 19 Правил предоставления за счет средств Федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 г. N144, согласно которому, определение размера социальной выплаты производится уполномоченным органом на дату выдачи свидетельства. При вынесении решения судом не были учтены ее обращения в Министерство сельского хозяйства РФ от 01 октября 2009 года и официальный ответ на него. Считает неверным вывод суда о ее согласии с расчетом социальной выплаты по ценам 2007 года, поскольку при написании заявления она была введена в заблуждение.
Представитель третьего лица Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оказание финансовой государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий сельского населения предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. N858 "О федеральной целевой программе "Социальное развития села до 2010 года".
Постановлением Правительства от 05.03.2008 года N144 утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - Правила).
3
Согласно п. 14 Правил право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям:
а) постоянное проживание гражданина в сельской местности;
б) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии п. 16 Правил, гражданин, которому предоставляется социальная выплата в рамках реализации мероприятий вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее -строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
Как следует из п. 19 Правил определение размера социальной выплаты производится уполномоченным органом на дату выдачи свидетельства.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра -на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
4
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, социальная выплата пересчитывается исходя из фактической площади жилья (п.20 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из письменных материалов дела жилищной комиссией при администрации Долгодеревенского сельского поселения Подуременных Т.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 06 июня 2007 года (л.д. 34).
Подуременных Т.Г. и трое членов ее семьи за счет собственных средств на основании договора купли-продажи от 15 июня 2007 года приобрели трехкомнатную квартиру стоимостью ****, общей площадью 58,5 кв.м., расположенную по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское ул. ****, д. **** кв. **** (л.д. 13-14).
Распоряжением главы Сосновского муниципального района Челябинской области N565 от 21.06.2007 г. утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м для расчета размера безвозмездных субсидий на 2007 год в Долгодеревенском сельском поселении в размере **** руб. (л.д. 32).
На второе полугодие 2008 года средняя рыночная стоимость 1 кв.м для расчета размера безвозмездных субсидий в Долгодеревенском сельском поселении составила **** руб. - Распоряжение главы Сосновского муниципального района Челябинской области N1308 от 15.09.2008 г. (л.д.33).
10 ноября 2008 года Подуременных Т.Г. обратилась к главе Сосновского района с заявлением о согласии расчета субсидии по цене квадратного метра 2007 года (л.д. 31).
10 декабря 2008 года истцу выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N **** в размере **** руб. из расчетной стоимости жилья **** руб. за 1 кв. м. (л.д. 15).
Поскольку субсидия выдавалась истцу на компенсацию расходов, фактически понесенных в 2007 году на приобретение квартиры, а не на приобретение жилого помещения, суд пришел к выводу о правомерности расчета размера социальной выплаты исходя из фактической площади жилья по ценам 2007 года.
У судебной коллегии не имеется оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильно установленных по
5
делу обстоятельствах, подтверждены исследованными судом доказательствами, и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Целью федеральной целевой программы "Социальное развития села до 2010 года" являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не обладающих достаточными собственными средствами.
Учитывая, что целью выдачи свидетельства на предоставление социальной выплаты являлось возмещение затрат, понесенных истцом в 2007 году в связи с приобретением жилого помещения, законные основания для расчета социальной выплаты исходя из расчетной стоимости за 1кв.м. жилья, предусмотренной на второе полугодие 2008 года отсутствуют. Иное толкование норм материального права повлекло бы нарушение социальных задач, установленных федеральной целевой программой.
Кроме того, еще до выдачи свидетельства истица была согласна с расчетом социальной выплаты исходя из стоимости 1 кв.м. жилья, сложившейся в сельской местности на 2007 год, что подтверждается собственноручным заявлением Подуременных Т.Г.
Доводы апелляционной жалобы Подуременных Т.Г. о том, что она была введена в заблуждение при подписании вышеуказанного заявления, достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены и не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Подуременных т.г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.