Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Козиной Н.М., Метелёвой Г.Н.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда в г. Еманжелинске Челябинской области на решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 21 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения представителей Управления Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области Гришиной Л.Г. и Горяиновой Е.М., Клюева В.В. и его представителя Зарипова Р.М , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клюев В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области о возложении обязанности включить период работы в стаж для исчисления доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", мотивируя свои требования тем, что он имеет стаж подземной работы на угольной шахте " ****" 25 лет 1 месяц 17 дней.
В январе 2011 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии, в удовлетворении которого ответчиком отказано ввиду отсутствия у Клюева В.В. необходимого стажа работы в угольной промышленности из-за невключения в специальный стаж периода его работы в должности подземного горного диспетчера на шахте " ****" с 09.10.1978г. по 01.02.1983г., с 02.04.1988г. по 17.10.1991г., с 23.02.1997г. по 21.04.1997г.
Отказ пенсионного органа существенно нарушает право истца на получение положенных ему доплат к пенсии, в связи с чем Клюев В.В. просил обязать ответчика включить указанный период работы в стаж для исчисления доплаты к пенсии, установленной Федеральным законом "О
2
дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Ответчик по заявленным исковым требованиям возражал.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично: признал незаконным и отменил решение ответчика об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии истцу, возложил на ответчика обязанность включить в трудовой стаж Клюева В.В., дающий право на дополнительное социальное обеспечение, период работы в качестве подземного горного диспетчера на шахте " ****" с 09.10.1978г. по 01.02.1983г., назначить истцу с 01 мая 2011 года ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности".
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что правом на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день. Указывают, что норма Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" применяется в рамках данного закона и не влечет автоматического включения в стаж для установления доплаты к пенсии периодов работы, ранее учтенных в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Считают, что применение Списка от 1956 года для определения права на доплату к пенсии не предусмотрено, поскольку указанный список применяется только за периоды до 01.01.1992 года и только при досрочном назначении трудовых пенсий. По мнению заявителя жалобы, правовая природа доплаты к пенсии - самостоятельный вид компенсационной выплаты, который не относится к обязательному социальному (пенсионному) страхованию. Для установления доплаты к пенсии по должности горный диспетчер требуется документальное подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на подземных горных работах.
Выслушав объяснения представителей Управления Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области Гришиной Л.Г. и Горяиновой Е.М., Клюева В.В. и его представителя Зарипова P.M., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Клюев В.В., **** года рождения, является получателем досрочнойтрудовой пенсии по старости в
3
соответствии со ст.78 Закона РСФСР от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", согласно которой граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах -горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.
Ответчиком при исчислении стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учтен весь период подземных работ истца, как по Списку работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, так и по Списку N 1, в том числе и период его работы с 09.10.1978г. по 01.02.1983г., с 02.04.1988г. по 17.10.1991г., с 23.02.1997г. по 21.01.1997г. в качестве поземного горного диспетчера на шахте " ****". На момент назначения трудовой пенсии по старости Клюеву В.В. исполнилось 47 лет, пенсия истцу назначалась независимо от возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Еманжелинске от 20.04.2011г. Клюеву В.В. отказано в назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.04.2011г. в подсчет стажа, дающего право на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности не учтены периоды работы в качестве подземного горного диспетчера с 09.10.1978г. по 01.02.1983г., с 02.04.1988г. по 17.10.1991г., с 23.02.1997г. по 21.04.1997г.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что стаж работы истца в организациях угольной промышленности с непосредственной занятостью полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля составляет более 25 лет.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается на основании следующего.
4
Статьей 1 Федерального закона N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы ответчика о том, что норма Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" применяется в рамках данного закона и не влечет автоматического включения в стаж для установления доплаты к пенсии периодов работы, ранее учтенных в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, основан на неправильном толковании норма материального права.
В силу с подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных
5
выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 (далее также - Список от 13 сентября 1991 г. N 481).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 15 этих же Правил установлено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее также - Список N 1), - за 9 месяцев.
Нормы, аналогичные подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и пункту 15 Правил от 11 июля 2002 г. N 516, содержались соответственно в статье 78 ранее действовавшего Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции Федерального закона от
6
14 января 1997 года N 19-ФЗ) и в пункте 3 Разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 15 июля 1992 г. N 2.
Из анализа приведенных норм следует, что по общему правилу в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком от 13 сентября 1991 г. N 481.
В случае, если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды подземной работы, предусмотренной Списком N 1, засчитываются в специальный стаж из расчета каждый полный год такой работы как 9 месяцев.
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрена работа горного диспетчера (1010100г-21656). Списком N 1, 1956 года, также предусмотрена работа горного диспетчера.
Из таблицы трудовой деятельности истца, имеющейся в материалах пенсионного дела, следует, что период с 10.10.1978 года по 01.02.1983 года (4 года 3 месяца 21 день) засчитан в специальный стаж работы истца по Списку N 1 из расчета 1 год за 9 месяцев. Трудовая пенсия истцу назначена посредством суммирования подземных работ, предусмотренных Списком от 13 сентября 1991 г. N 481, и работ, предусмотренных Списком N1 от 22 августа 1956 года.
Признавая незаконным и отменяя решение ответчика об отказе в назначении Клюеву В.В. ежемесячной доплаты к пенсии, возлагая на ответчика обязанность включить период работы истца горным диспетчером на шахте " ****" с 10.10.1978 года по 01.02.1983 года в трудовой стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законом установлена возможность суммирования работ, предусмотренных Списком от 13 сентября 1991 г. N 481, и работ, предусмотренных Списком N 1 от 26 января 1991 года. При этом суд оценил представленные доказательства, подтверждавшие характер истца в период, в том числе с той позиции, что именно эти доказательства принимались ответчиком при назначении истцу Клюеву В.В. пенсии по нормам ст.78 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и стаж истца на подземных работах составил более 25 лет.
Поскольку трудовая пенсия по старости назначена истцу независимо от возраста по ст.78 Закона РСФСР от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" (в настоящее время подпункт 11 пункта 1 статьи 27
7
Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации), его специальный стаж на момент назначения пенсии составил 25 лет 1 месяц 17 дней, что достаточно для назначения ему доплаты, предусмотренной Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", и указанный стаж не может быть пересмотрен при определении права истца на такую доплату, суд первой инстанции принял законное решение о возложении на ответчика обязанности назначить Клюеву В.В. ежемесячную доплату к пенсии с 01 мая 2011 года.
Доводы заявителя жалобы о том, что льготный стаж Клюева В.В. при назначении ему досрочной трудовой пенсии определен по Списку N 1 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года, который применяется за периоды до 01.01.1992 года исключительно в целях досрочного назначения трудовых пенсий, не может являться основанием для отмены решения суда. Списком N 1, 1956 года, и Списком N 1, 1991 года предусмотрена работа горного диспетчера, как работа, предоставляющая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поскольку установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии, исчисленный Клюеву В.В. специальный стаж, пусть и с применением Списка N 1, 1956 года, должен учитываться при назначении ему доплаты к пенсии. Кроме того, суд учел, что работа горного диспетчера предусмотрена Списком N 1 от 26.01.1991 года, а пункт 3 Разъяснений, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 2, позволяет суммировать эти периоды работы.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной
8
промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий -горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Доводы заявителя жалобы о том, что для установления доплаты к пенсии по должности горный диспетчер требуется документальное подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на подземных горных работах, а истец таких доказательств не представил, не могут повлечь отмену решения суда. Порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах. Поскольку при назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости у пенсионного органа не возникло сомнений относительно характера работы истца, в том числе его занятости полный рабочий день на подземных горных работах, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для перерасчета подземного стажа истца. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на законе.
Ссылки в апелляционной жалобе о недопустимости подтверждения характера работы свидетельскими показаниями не могут быть приняты во внимание, поскольку требования истца удовлетворены судом не в связи с доказанностью обстоятельств выполнения истцом работы горного диспетчера полный рабочий день, а в связи с тем, что исчисленный при назначении трудовой пенсии по старости стаж на подземных работах не мог быть пересмотрен при определении права истца на доплату к пенсии.
Норма ст.78 Закона РСФСР от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривала возможность досрочного назначения трудовой пенсии гражданам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что еще при назначении Клюеву В.В. досрочной трудовой пенсии вопрос о его непосредственной занятости полный рабочий день на подземных работах был исследован пенсионным органом и не вызывал сомнений.
По настоящему делу суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в г. Еманжелинске Челябинской области -без удовлетворения.
Председательствующий;
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.