Судья Челябинского областного суда Веникова З.М., рассмотрев по материалам дела поступившую в областной суд 26 декабря 2012 года кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области) на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 апреля 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 июля 2012 года, вынесенные по гражданскому делу по иску Пронина А.С. к иску Пронина А.С. к Главному управлению МВД РФ по Челябинской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях периода прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения, возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Пронин А.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области Челябинской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях периода прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения , возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет, ссылаясь на то, что в марте 2011 года он подал рапорт об увольнении со службы по достижению выслуги лет, дающей право на пенсию, однако в назначении такой пенсии со дня увольнения со службы, с 13 сентября 2011 года ему было отказано, при этом в выслугу лет незаконно не был включен в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три период прохождения им военной службы по призыву в зоне вооруженного конфликта с 26 июня 1995 года по 28 ноября 1996 года.
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 06 апреля 2012 года , оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 июля 2012 года иск Пронина А.С. был удовлетворен.
В кассационной жалобе Главное управление внутренних дел РФ по Челябинской области просит отменить принятые по делу судебные постановления, считая их незаконными, в удовлетворении иска отказать.
По запросу судьи от 21 января 2013 года гражданское дело истребовано в областной суд. Определением судьи от 21 января 2013 года исполнение решения Центрального районного суда г.Челябинска от 06 апреля 2012 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного
2
суда от 12 апреля 2012 года было приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив доводы кассационной жалобы по материалам истребованного гражданского дела, оснований для передачи кассационной жалобы к рассмотрению в судебном заседании суда кассационной инстанции Президиума Челябинского областного суда не нахожу, поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 июня 1995 года Пронин А.С. был призван на военную службу, которую проходил в составе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войсковой части 3737 ( г.Моздок) по 28 ноября 1996 года в качестве стрелка.
После увольнения в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации Пронин А.С., как следует из послужного списка, проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел.
12 сентября 2011 года был уволен по собственному желанию.
Ранее в 2011 году обращался на имя начальника ГУ МВД с рапортом об увольнении его службы на пенсию по выслуге лет. Согласно имеющегося в материалах дела ответа Главного управления МВД РФ по Челябинской области от 08.11.2011 года N 13\П-25 , основания для зачета периода службы Пронина по призыву на территории Осетино-Ингушского конфликта на льготных условиях и назначения пенсии за выслугу лет отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Пронина А.С., суды первой и второй инстанции исходили из того, что истец проходил военную службу по призыву с 26 июня 1995 года по 28 ноября 1996 года в войсковой части 3737, выполнял задачи по нормализации обстановки и восстановлению законности и правопорядка в районе Осетино-Ингушского конфликта, служебно-боевые задачи (участвовал в боевых действиях) на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта; следовательно, спорный период военной службы на основании указанной правовой нормы подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца.
Оснований не соглашаться с такими выводами по доводам кассационной жалобы не имеется.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(далее-Закон о пенсионном обеспечении), закрепляя правовые основания назначения
3
пенсий перечисленным в нем категориям граждан, в том числе за выслугу лет лицам, проходившим военную службу во внутренних войсках МВД Российской Федерации, и, определяя, какие виды службы и иной деятельности учитываются в выслугу лет, в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в Российской Федерации, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим (к которым согласно ст.1 Закона относятся и солдаты, проходящие военную службу по призыву), постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" , военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Факт выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах подтверждается в порядке , предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
4
конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", согласно п.2 которого , периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно действовавшему до 09 апреля 2003 года приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 73, устанавливающему льготы и компенсации как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, так и военнослужащим сверхсрочной службы и сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах для назначении пенсии засчитывается в выслугу лет(трудовой стаж) один месяц службы за три месяца. Аналогичные условия зачета стажа прописаны в действующем приказе Министра обороны Российской Федерации от 04 января 1996 года N 9 приложение N 2.
При этом для зачета периода службы по призыву в льготном исчислении в военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 "Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года" и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.1996 года О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия" выполнение задач на территории Республики Северная Осетия и Ингушетия военнослужащими и сотрудниками внутренних дел отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях ... " В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1.
В военном билете истца в разделе "Особые отметки" указано, что Пронин А.С. с 26 июня 1995 года по 28 ноября 1996 года проходил службу на территории Северной Осетии в условиях чрезвычайного положения и в соответствии с Законом РФ от 21 января 1993 года и приказом МВД РФ от 22 февраля 1993 года N 73 подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц за три месяца службы для назначения пенсии.
5
С 5 ноября 1995 года по 20 мая 1996 года и с 16 сентября 1996 года по 30 сентября 1996 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в составе войсковой части 3737 .
Записи внесены начальником штаба части в соответствии с Приказом Минобороны РФ от 04 января 1996 года "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах"
Согласно справке врио начальника штаба войсковой части 3737 от 16 мая 2011 года N 2611 Пронин А.С. в период с 26 июня 1995 года по 28 ноября 1996 года, проходя службу в войсковой части 3737, выполнял задачи по нормализации обстановки и восстановлению законности и правопорядка в районе Осетино-Ингушского конфликта. На основании постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 указанный период службы подлежит зачету в выслугу лет один месяц за три месяца для назначения пенсии.
В материалы дела представлены также архивная справка Центрального архива внутренних войск МВД РФ, архивные выписки из приказов по войсковой части 3737 о командировках военнослужащего по призыву рядового Пронина А.С. с места постоянной дислокации в зону вооруженного конфликта в Чеченской Республики, ст. Ассиновская с 16 по 30 сентября 1996 года для выполнения служебно-боевых задач.
Пронин А.С. является ветераном боевых действий (удостоверение выдано 25 ноября 2011 года), Указом Президента Российской Федерации N 1381 от 01 декабря 1997 года награжден орденом Мужества.
Подвергнув представленные доказательства оценке по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом приведенных выше норм права в их системном толковании, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта выполнения Прониным А.С. задач , дающих право на льготное включение периода военной службы по призыву с 26 июня 1995 года по 28 ноября 1996 года в выслугу лет.
Отсутствие в материалах дела всех надлежащим образом оформленных приказов соответствующих должностных лиц, подтверждающих направление Пронина А.С. в командировки для выполнения служебно-боевых задач и его участие в боевых действиях (контртеррористических операциях), как правильно указано в определении суда второй инстанции, нельзя поставить в вину истцу, учитывая, что такой период подтвержден совокупностью имеющихся доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает.
По расчетам ГУ МВД России по Челябинской области стаж выслуги лет Пронина А.С. по состоянию на 12 сентября 2011 года в календарном исчислении составляет 14 лет 08 мес.17 дней; в льготном исчислении - 21 год 05 мес. 17 дней. Из них, стаж военной службы по призыву с 26.06.1995 года по 28.11.1996 года , в календарном исчислении составил 01 год 05 месяцев 02 дня, в льготном исчислении ( по постановлению суда и Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941п.З"Б" ) - 04 года 03 мес.06
6
дней.
При таком положении, поскольку необходимый для признания права на пенсию в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении 20 летний стаж выслуги лет истцом приобретен , оснований для признания неправильными судебных постановлений в части возложения на Главное управления МВД России по Челябинской области обязанности назначить Пронину Алексею Сергеевичу пенсию за выслугу лет с 13 сентября 2011 года также нет.
Поскольку доводов , указывающих на наличие предусмотренных ст. 387 ГПК РФ оснований для передачи дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции ГУ МВД России по Челябинской области -Президиума Челябинского областного суда, не имеется, исполнение судебного постановления, приостановленного по определению от 21 января 2013 года, подлежит возобновлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Челябинского областного суда -кассационной жалобы Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 06 апреля 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 июля 2012 года.
Исполнение решения Центрального районного суда г.Челябинска от 06 апреля 2012 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 июля 2012 года , возобновить.
Судья
З.М.Веникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.