Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. по жалобе защитника Ряжских А.В. - Сукрушевой О.Е. на постановление государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 05 декабря 2012 года и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 18 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 05 декабря 2012 года директор Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 18 февраля 2013 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Ряжских А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, защитник Ряжских А.В. - Сукрушева О.Е. просит отменить постановление должностного лица и судебное решение в виду их незаконности и необоснованности. В обоснование доводов указывает на то обстоятельство, что Муниципальное учреждение "Дом культуры Красноармейского муниципального района" не является собственником здания (помещений) учреждения, а является его владельцем на основании договора оперативного управления имуществом, в соответствии с которым на учреждение не возложена обязанность по поддержанию имущества в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность. Указывает, что Муниципальное учреждение "Дом культуры Красноармейского
2
муниципального района" является некоммерческой организацией, созданной в форме бюджетного учреждения, поэтому собственные средства у них отсутствуют. Ссылается на отсутствие вины Ряжских А.В. в допущенных нарушениях, поскольку последний работает в должности директора непродолжительный период времени, им, как руководителем, предпринимались меры для получения дополнительного финансирования на мероприятия противопожарной безопасности, однако денежные средства были выделены только после проведения проверки и в объеме, недостаточном для устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Полагает, что у Ряжских А.В. отсутствовала возможность устранить все выявленные нарушения требований пожарной безопасности в связи с отсутствием необходимого финансирования.
В судебное заседание директор Муниципального учреждения "Дом культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. его защитник Сукрушева О.Е., государственный инспектор отдела надзорный деятельности N 6 по пожарному надзору не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены принятых по делу решений не усматриваю.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2012 года в 10 часов 10 минут в ходе проведения плановой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации территории, зданий, помещений Муниципального учреждения "Дом Культы Красноармейского муниципального района", расположенных по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. *** были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
-В нарушение пункта 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в подвальном помещении размещена костюмерная,
-В нарушение пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, не проводится огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения,
-В нарушение пункта 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности,
-В нарушение пункта 109 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в малом зале на сцене организовано хранение деревянных пандусов,
-В нарушение пункта 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, не проводится огнезащитная обработка
занавесов в малом зале на сцене,
-В нарушение пункта 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, деревянные конструкции сценической коробки не обработаны огнезащитным составом,
-В нарушение СНиП 21-01-97* п. 5.14*, таб.2*, п. 7.4*, в электрощитовой, расположенном на 2 этаже, дверь не имеет требуемого предела огнестойкости не менее EI 30.
-В нарушение подпункта ж пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в электрощитовой хранятся различные предметы.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или административного штрафа от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
-В нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, не организована проверка внутреннего противопожарного водопровода,
-В нарушение пункта 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на втором этаже пожарный кран не оборудован рукавом и стволом.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
-В нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97* из большого зала на пути эвакуации постелен линолеум,
-В нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97* стены на пути эвакуации из большого зала окрашены масляной краской,
-В нарушение подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на пути эвакуации из большого зала установлено пианино,
-в нарушение пункта 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, отсутствуют знаки пожарной безопасности на пути эвакуации из большого зала,
-В нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97* на пути эвакуации на лестничном марше стены окрашены масляной краской,
-В нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97* стены на путях эвакуации второго этажа окрашены масляной краской,
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа от пятнадцати тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.
4
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Рассмотрев в соответствии с требованиями статей 24.1 КоАП РФ, 26.1 КоАП РФ представленные административным органом протоколы об административном правонарушении и иные материалы дела, судья районного суда пришел к выводам о необходимости исключения ряда вмененных Ряжских А.В. нарушений требований пожарной безопасности, а именно: хранение в электрощитовой различных материалов, отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения, укладку линолеума на путях эвакуации из большого зала, применение масляной краски при окраске стен на путях эвакуации из большого зала, на лестничном марше, на втором этаже.
Выводы судьи о необоснованном вменении Ряжских А.В. указанных нарушений требований пожарной безопасности сделаны с учетом норм действующего законодательства в области пожарной безопасности, являются правильными и подтверждаются представленными в дело доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Учитывая, что нарушение Ряжских А.В. иных требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена частями 1,3 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нашло свое подтверждение в материалах дела, судья районного суда обоснованно не усмотрел оснований для изменения квалификации его действий.
Решение районного суда в этой части сторонами не оспаривается.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности в остальной части и виновность Ряжских А.В. подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях N N 562, 563, 564 от
5
30 ноября 2012 года, распоряжением о проведении выездной плановой проверки от 15 октября 2012 года N 458, актом проверки N 458 от 14 ноября 2012 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности, приказом N 12-л\с от 27 сентября 2012 года о приеме Ряжских А.В. на работу в должность директора МУ "Дом Культуры Красноармейского муниципального района", уставом МУ "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" и иными материалами дела, а также пояснениями Ряжских А.В., которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления должностного лица и судебного решения.
Выводы судьи о доказанности вины Ряжских А.В. в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что Ряжских А.В. не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, поскольку Муниципальное учреждение "Дом культуры Красноармейского муниципального района" не является собственником здания (помещений) учреждения, а является его владельцем на основании договора оперативного управления имуществом, в соответствии с которым на учреждение не возложена обязанность по поддержанию имущества в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность, не могут повлиять на обоснованность выводов судьи, поскольку основаны на ошибочном понимании заявителем норм права.
Так, в силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную
6
ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Нарушения правил пожарной безопасности имели место в помещениях, находящихся в оперативном управлении и используемых Муниципальным учреждением "Дом Культуры Красноармейского муниципального района", директором которого является Ряжских А.В.
Следовательно, Ряжских А.В., являющийся руководителем Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района", является субъектом ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе той её разновидности, которая предусмотрена КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на отсутствие вины Ряжских А.В. в допущенных нарушениях отклоняю как несостоятельные.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Ряжских А.В. субъективной стороны правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, являются правильными, поскольку требования пожарной безопасности не были соблюдены вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей Ряжских А.В.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что у директора Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. не имелось возможности для устранения нарушений норм пожарной безопасности в связи с отсутствием бюджетного финансирования, не принимаются во внимание судьей областного суда, поскольку недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину должностного лица в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности.
Занимая помещение Дома Культуры Красноармейского муниципального района и используя его для выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры, директор Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. в любом случае обязан был обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Представленные в материалы дела директором Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. с жалобой документы, подтверждающие факт обращения к учредителю в лице Администрации Красноармейского муниципального района с просьбой выделить средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности, основанием к отмене состоявшихся по делу
7
постановления и решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что директором Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, директором Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. не представлено.
Установленные судьей нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанность указанного лица, являющегося ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на территории, зданиях и помещениях Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района", расположенных по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, селом ***.
Доводы о том, что при поступлении денежных средств выявленные нарушения пожарной безопасности устраняются, повлиять на обоснованность выводов судьи не могут. По сути, выявленные нарушения имели место, что не оспаривалось директором МУ "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. Невозможность выполнить все требования пожарной безопасности в полном объеме не влечет освобождение от ответственности за совершенное правонарушение.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности могли либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременной ликвидации, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в используемых Муниципальным учреждением "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" помещениях, расположенных по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, селом ***. Нарушения требований пожарной безопасности допущены в зданиях и помещениях с пребыванием большого
8
количества людей, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Оценивая характер нарушений требований пожарной безопасности, имевших место на момент проверки, степень их потенциальной общественной опасности, конкретные обстоятельства совершенного Ряжских А.В. правонарушения, считаю вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП правильным.
Административное наказание назначено Ряжских А.В. в пределах санкции частей 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ и на основании положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Срок и порядок привлечения Ряжских А.В. к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы об отмене постановления должностного лица и судебного решения не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 05 декабря 2012 года и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 18 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Муниципального учреждения "Дом Культуры Красноармейского муниципального района" Ряжских А.В. оставить без изменения, а жалобу защитника Ряжских А.В. - Сукрушевой О.Е. - без удовлетворения.
Судья:
А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.