Постановление Челябинского областного суда от 17 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова И.В, рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Долгушина И.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска от 04 сентября 2012г и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска от 04 сентября 2012г. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее по тексту ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе Долгушина И.И., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду их незаконности.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска от 04 сентября 2012г. и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2012г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
2
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Как видно из материалов дела, в период с 07 октября 2011г. по 28 октября 2011г. ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований Федерального законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации здания общежития ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. *****.
В ходе проверки выявлено следующее:
- на объекте отсутствует проект фотолюминесцентной эвакуационной системы, разработанный в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 (п. 4.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
- двери эвакуационных выходов, вдоль маршрута эвакуации и конечные двери эвакуации не обозначены разметкой полосками фотолюминесцентного материала на рамках шириной не менее 25 мм (п. 6,6,6 ГОСТ Р 12.2.143 ? 2009V
- на дверях не определен четко участок размещения механизма открывания двери, способ и направление его открывания (знак, указывающий как открывается дверь) (п. 6.6.6 ГОСТ Р 12.2.143 - 2009);
- в помещении отсутствует сигнальная разметка с чередующимися и зигзагообразными полосками (елочка) зеленого и желтовато-белого цветов для обозначения границ безопасного движения в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу в соответствии с ГОСТ Р12.4.026-2001 (п. 5.3.9 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
- не произведена разметка межэтажных лестниц в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 6.7 ГОСТ Р 12.2.143 - 2009).
По результатам проверки ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России выдано предписание N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 10).
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что юридическое лицо - ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России не выполнило предписание главного специалиста ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, как видно из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
В надзорной жалобе законный представитель юридического лица Долгушин И.И. указывает, что предписание N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности не соответствует закону.
3
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Признавая юридическое лицо ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил лишь из этого факта, что юридическое лицо не выполнило в срок предписание N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011 г.
Между тем, мировым судьей не учтено, что ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
В частности, мировым судьей не принято во внимание, что предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на должностное лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В соответствии с п. 2.1 ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения" (утв. приказом Ростехрегулировани" ст 30 декабря 2004г. N 159-ст) российская национальная стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Национальный стандарт - утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики
4
продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (п. 2.4 ГОСТ Р 1.12-2004).
К числу основных принципов стандартизации в Российской Федерации, закрепленных в ст. 12 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ и п. 4.1 ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", обеспечивающих достижение целей и задач ее развития, относится, в том числе и добровольность применения стандартов.
С этим согласуется и положение п. 4.2 ГОСТ Р 1.0-2004, согласно которому национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Как видно из предписания N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011г., требования главного специалиста ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области основаны на положениях национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009г. N 260-ст.
Из приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009г. N 260-ст следует, что ГОСТ Р 12.2143-2009 утвержден в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", как национальный стандарт для добровольного применения.
Таким образом, ГОСТ Р 12.2143-2009 носит рекомендательный характер и не содержит обязательных требований.
Поскольку законность и критерии исполнимости предписания N 3407/1/1-5 от 28 октября 2011г., выданного главным специалистом ОНД N 3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области, по устранению нарушений требований пожарной безопасности мировым судьей должным образом не проверены, то дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого
лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5
5
настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска от 04 сентября 2012г и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2012г., вынесенные в отношении ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска от 04 сентября 2012г. и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отменить.
Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.