Постановление Челябинского областного суда от 30 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимова И.Н. на решение судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Главы Ашинского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области Данилова Ю.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды от 26 сентября 2012г. Данилов Ю.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Данилов Ю.И. обжаловал его в суд.
Решением судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 10 января 2013г. постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды от 26 сентября 2012г. оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. решение судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 10 января 2013г. и постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды от 26 сентября 2012г. отменены, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях Данилова Ю.И. состава административного правонарушения.
В жалобе государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимова И.Н., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене решения судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013 г. ввиду его незаконности.
Копия жалобы государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимова И.Н. направлялась Данилову Ю.И. 05 апреля 2013г., отзыв на жалобу Данилов Ю.И. не представил.
2
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу решение судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. подлежащим изменению по следующим основаниям.
В рассматриваемой жалобе государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимов И.Н. просит об отмене решения судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. и оставлении в силе решения судьи Ашинского городского суда Челябинской области 10 января 2013г. и постановления государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды от 26 сентября 2012г., тем самым ставит вопрос об ухудшении положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Однако, недопустима отмена вступившего в законную силу судебного решения о прекращении производства по делу по мотиву его необоснованности при отсутствии существенных (фундаментальных) нарушений закона.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 Постановления от 17 июля 2002 г. N 13-П, исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Жалоба государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимова И.Н. о незаконности судебного решения не содержит доводов о наличии существенных (фундаментальных) нарушений, повлиявших на исход дела, и представляет собой переоценку
3
доказательств, имеющихся в материалах дела, что не может служить основанием к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке ст. ст. 30.13-30.18 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах жалоба должностного лица Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, поданная на вступившее в законную силу решение судьи, при отсутствии фундаментальных нарушений закона удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, решение судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. подлежит изменению.
Положениями ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.Гст. 2, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов в , границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (чч. 1, 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.
При рассмотрении дела установлено, что свалки твердых бытовых отходов находятся на территории Ашинского муниципального района.
4
То обстоятельство, что свалка находится на территории памятника природы Челябинской области гора Липовая, не исключает исполнения городскими (сельскими) поселениями обязанности, возложенной в силу закона, по осуществлению организации сбора и вывоза, а также работ по ликвидации несанкционированной свалки.
Таким образом, вывод судьи областного суда о том, что полномочия органов местного самоуправления по организации и сбору мусора не распространяются на территорию памятника природы Челябинской области гора Липовая, подлежит исключению. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Главы Ашинского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области Данилова Ю.И. изменить: исключить вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления по организации и сбору мусора не распространяются на территорию памятника природы Челябинской области гора Липовая.
В остальной части решение судьи Челябинского областного суда от 08 февраля 2013 г. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Максимова И.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.