Постановление Челябинского областного суда от 11 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом - интернат для престарелых и инвалидов "Березки" Рязанова О.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Красноармейского района Челябинской области от 18 января 2013г. и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 13 февраля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Красноармейского района Челябинской области от 18 января 2013г. Государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" (далее ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 13 февраля 2013г. указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" Рязанова О.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об изменении судебных постановлений в части назначенного наказания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела, ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки", расположенный по адресу: **** осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии
2
на осуществление медицинской деятельности от 27 мая 2009 г. N ФС-74-01-001024, срок действия которой до 27 мая 2014 г. На основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по Челябинской области от 06 ноября 2012 года N П74-592/12 в период с 12 ноября 2012 г. по 07 декабря 2012 г. была проведена плановая, выездная проверка по контролю за выполнением лицензиатом обязательных лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки", в ходе которой выявлены нарушения требований, предусмотренных лицензией и установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N 291) (далее Положение).
По результатам проведенной проверки 07 декабря 2012 г. составлен акт N П74-592М2, на основании которого 07 декабря 2012 г. ведущим специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора за медицинской деятельностью и оказанием социальной помощи населению Управления Росздравнадзора по Челябинской области С.Т.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" (л.д.5-10).
Из протокола об административном правонарушении следует, что ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" нарушены следующие требования Положения:
- в нарушение пп. "а" пункта 4 на момент проверки не представлены документы, подтверждающие законное использование здания, расположенного по адресу: ****, а именно на здание административного корпуса учреждения, в котором располагается администрация учреждения, а также отдельно выделенное помещение (кабинет) для осуществления -доврачебной медицинской помощи по физиотерапии;
- в нарушение пп. "в" пункта 4 отсутствует дополнительное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" у Б.М.Б., назначенной в соответствии с приказами Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом - интернат для престарелых и инвалидов "Березки" от 20 мая 2010г. N 61 ОБЩ, от 11.04.2011г. N 38 ОБЩ ответственным за медицинскую деятельность в учреждении;
- в нарушение пп. "д" пункта 4 отсутствует сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело" у А.А.И., принятой на должность медицинской сестры по совместительству на 0,5 ст.
3
в отделение "милосердия" (приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от 01 ноября 2012г. N261). В соответствии с приказом Минздрава РФ от 05 июня 1998г. N186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (вместе с "Перечнем циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала") специалист, принятый на должность "Медицинской сестры", обязан иметь подготовку (постдипломное образование) по специальности "сестринское дело" с тематикой цикла усовершенствования не реже 1раза в 5 лет по циклу "Сестринское дело в терапии. Общее усовершенствование". Данное нарушение является нарушением пп. 1 п.1 ст. 100 Федерального закона N323-Ф3 от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации";
- в нарушение пп. "е" пункта 4 в ходе проверки не представлен договор на техническое обслуживание медицинской техники, при этом, при осуществлении доврачебной медицинской помощи по физиотерапии используется оборудование (аппарат для ультразвуковой терапии УЗТ-1.01 Ф, аппарат для местной дарсонвализации ламповый Искра-1, облучатель ультрафиолетовый для групповых локализованных облучений стационарный УГН I), которое в соответствии с представленными паспортами подлежит техническому обслуживанию специалистами организации, имеющей лицензию на ремонт и обслуживание медицинской техники с периодичностью от 1 раза в квартал до 1 раза в год в зависимости от вида и типа аппарата;
- в нарушение пп. "и" пункта 4, пункта 5 выявлены факты несоблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно: выявлены нарушения при оказании медицинской помощи клиентам учреждения Х.Т.А., А.М.Н., А.А.И.; выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности.
Факт совершения ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, подтвержден протоколом об административном правонарушении N33 С от 07 декабря 2012 г.; актом проверки от 07 декабря 2012 г. N П74-592М2; приказом N 38 ОБЩ от 11 апреля 2011г. о назначении Б.М.Б. ответственной за медицинскую деятельность в учреждении; выпиской из приказа N140 от 04 мая 2010г. о приеме на работу Б.М.Б. на должность врача; приказом N 61 ОБЩ от 20 мая 2010г. о назначении ответственной за медицинское обслуживание в доме-интернате Б.М.Б.; приказом N261 от 01 ноября 2012г. о приеме на работу А.А.И. на должность медицинской сестры по совместительству; должностной инструкцией медицинской сестры (ночной), утвержденной и.о. директором Красноармейского дома-интерната ? "Березки" Б.К.Б.; медицинскими картами амбулаторных больных N 477 Я.А.Ф., N 454 Б.Г.Р., N 519 У.Е.С.; листами
4
назначений, подтверждающими выдачу и прием лекарственного препарата "Арбидол" с истекшим сроком годности; паспортами аппарата для ультразвуковой терапии УЗТ-1.01 Ф, аппарата Искра-1 для местной дарсонвализации ламповый, облучатель ультрафиолетовый для групповых локализованных облучений стационарный УГН I); медицинскими картами амбулаторных больных N 431 Х.Т.А., N 355 А.А.И., N 420 А.М.Н.; журналом регистрации амбулаторных больных ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки", другими доказательствами, в связи с чем, вывод мирового судьи о наличии в действиях ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, является правильным.
В силу ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012г. N 291.
Согласно п.4 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего
5
медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, -высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
6
Согласно п.5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ ( "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В силу пп. 1 п.1 ст. 100 указанного Закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Утверждения в жалобе о том, что допущенные нарушения в настоящее время частично устранены, не могут быть приняты во внимание.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки не является обстоятельством исключающим привлечение ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что
у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были
г омпяты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленнный
факт правонарушения свидетельствует о том, что ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" не
были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, доказательств невозможности их соблюдения учреждением не представлено.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы о возможности назначения наказания в виде предупреждения; являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по оаюпаниям, приведенным в судебных постановлениях.
При наз
чем ии ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и
i чвалидов "Березки" административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей мировым судьей
7
требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учтены характер административного правонарушения, а именно использование медицинского оборудования без его технического обслуживания, назначение лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, что создает угрозу жизни и здоровью людей, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (признание вины юридическим лицом, совершение административного правонарушения впервые).
На основании изложенного, назначение административного наказания ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" в виде административного штрафа в размере 70 ООО рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, оснований для изменения судебных решений и назначения ГСУСО "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" иного наказания не имеется. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, оснований для его снижения не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Красноармейского района Челябинской области от 18 января 2013г. и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 13 февраля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Березки" оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица -Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Красноармейский дом - интернат для престарелых и инвалидов "Березки" Рязанова О.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.