Постановление Челябинского областного суда от 29 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Сергеевой Г.А.-Гертнер Н.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2012 г., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2012 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении начальника оперативно-диспетчерской службы Челябинского филиала ОАО "Челябэнергосбыт" Сергеевой Г.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2012 г. начальник оперативно-диспетчерской службы Челябинского филиала ОАО "Челябэнергосбыт" Сергеева Г.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2012 г. указанное выше постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2012 г. решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2012г. оставлено без изменения.
В жалобе защитника Сергеевой Г.А.-Гертнер Н.Н., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области и судебных решений ввиду их незаконности.
Копии жалобы направлялись ООО " ****" и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее УФАС по Челябинской области). В отзыве на жалобу ООО " ****" просит оставить жалобу без удовлетворения, а постановление должностного лица и судебные решения без изменения. УФАС по Челябинской области отзыв на жалобу защитника Сергеевой Г.А.-Гертнер Н.Н. в областной суд не представило.
2
Изучив материалы дела об _ административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления УФАС по Челябинской области, судебных решений не нахожу.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Челябинского УФАС России от 07 декабря 2011г. действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся во введении ограничения режима потребления электроэнергии на объекте ООО " ****" 28 февраля 2011г. в отсутствии правовых оснований введения такого ограничения, были признаны нарушающими п.4 ч.1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" (л.д. 41-43).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26 июля 2006г. (далее Федеральный закон "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 40-ФЗ) предусматривает административную ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
ОАО "Челябэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет розничную продажу электрической энергии (без ее передачи и распределения) физическим и юридическим лицам.
Приказом руководителя УФАС по Челябинской области от 01 сентября 2008 г. N71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, как занимающее
3
долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
Таким образом, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение ОАО "Челябэнергосбыт" на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.
Согласно пункту 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N 530) (далее Основные положения), в случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится.
Отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размера задолженности не является препятствием для ведения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязанностей.
В случае исполнения потребителем указанного требования в период ограничения режима потребления подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента поступления денежных средств в кассу инициатора введения ограничения или получения им подтверждения факта принятия банком такого потребителя платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения.
Как следует из материалов дела, между ООО " ****" и ОАО "Челябэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 01 сентября 2006г. N 11-4204 (л.д. 97-106). По результатам отключения освещения и розеток в одном из помещений ООО " ****" работниками ОАО "Челабэнергосбыт" составлен акт о введении частичного ограничения подачи электроэнергии от 28.02.2011г. N 01-02-142. Актом о введении частичного ограничения подачи электроэнергии от 28 февраля 2011г. N 01-02-142 зафиксировано наличие платежного поручения от 28 февраля 2011г. N 1158 на сумму **** руб. (л.д. 95), что подтверждает осведомленность ОАО "Челябэнергосбыт" о внесении ООО " ****" денежных средств в оплату задолженности за потребленную электрическую энергию.
Учитывая требование п. 179 Основных положений, ОАО "Челябэнергосбыт" не имело правовых оснований вводить ограничение режима подачи электроэнергии на объектах ООО " ****".
Частью 1 ст. 37 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства несут должностные лица организаций.
В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо
4
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалами дела, а именно: копии должностной инструкции начальника оперативно-диспетчерской службы, положения об оперативно-диспетчерской службе ОАО "Челябэнергосбыт" основными задачами оперативно-диспетчерской службы являются организация и контроль проведения мероприятий по ограничению абонентов-неплательщиков. Среди основных функции закреплены координация действий персонала во время проведения мероприятий по ограничению абонентов-неплательщиков, определение тактики применения принудительных мер воздействия к абоненту-неплательщику (л.д. 47-50, 53-58).
В соответствии с Положением об оперативно-диспетчерской службе ОАО "Челябэнергосбыт" начальник оперативно-диспетчерской службы и персонал несут ответственность за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения (в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством) (л.д. 47-50).
В постановлении УФАС по Челябинской области о привлечении Сергеевой Г.А. к административной ответственности, а также в судебных решениях, указано, что она (Сергеева Г.А.) является должностным лицом ОАО "Челябэнергосбыт", ответственным за необоснованное введение процедуры ограничения энергопотребления.
При таких обстоятельствах действия Сергеевой Г.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Доказательств того, что платежное поручение, представленное ООО " ****", оформлено не надлежащим образом, а соответственно не подтверждает факт оплаты задолженности, в материалы дела не представлено. Таким образом, данное платежное поручение обосновано принято в качестве доказательства.
Ссылка в решении судьи областного суда на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15 августа 2012г. не повлияла на выводы о виновности Сергеевой Г.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Иные доводы надзорной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении и судебных решениях.
Всем доказательствам, обстоятельствам дела судьи дали надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены.
Ссылки о нарушении положений, закрепленных в ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ООО " ****", не могут быть приняты во внимание.
По смыслу ст. ст. 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья или должностное лицо разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения
5
исключительно в отношении лица, привлекаемого к ответственности, в связи с чем, постановление или решение по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.
Таким образом, судья или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, не вправе делать каких-либо выводов о вине иных лиц. В связи с чем должностное лицо и судьи не могут рассматривать вопрос о виновности ООО " ****", поскольку рассмотрение такого вопроса выходило бы за рамки установленного ст. 26.1 КоАП РФ предмета доказывания.
Нарушений требований ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления и судебных решений, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1,4.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2012 г., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2012 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 13 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении начальника оперативно-диспетчерской службы Челябинского филиала ОАО "Челябэнергосбыт" Сергеевой Г.А. оставить без изменения, а жалобу защитника Сергеевой Г.А.-Гертнер Н.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.