Постановление Челябинского областного суда от 25 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Наймушина В.М. - Уткиной И.И. на постановление Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г., решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 17 января 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении председателя правления СНТ "Мысы" Наймушина В.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г. председатель правления СНТ "Мысы" Наймушин В.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2012г., оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 17 января 2013г., постановление Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г. оставлено без изменения.
В жалобе защитника Наймушина В.М. - Уткиной И.И., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г., решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 17 января 2013г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2
Как видно из материалов дела, прокуратурой Сосновского района Челябинской области в период с 28 июня 2012г. по 24 августа 2012г. проведена проверка соблюдения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр СНТ "Мысы".
Проверкой установлено, что на территории СНТ "Мысы", председателем правления которого является Наймушин В.М., в 10 метрах от здания правления расположена скважина глубиной 20 метров, из которой в отсутствие лицензии ведется добыча подземных вод для осуществления питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения членов СНТ "Мысы" (л.д. 15-16, 17, 18-20).
24 августа 2012г. по данному факту прокуратурой Сосновского района Челябинской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении председателя правления СНТ "Мысы" Наймушина В.М. (л.д. 15-16).
12 октября 2012г. должностным лицом Управления Росприроднадзора по Челябинской области в присутствии Наймушина В.М. рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении председателя правления СНТ "Мысы" Наймушина В.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Основанием для привлечения Наймушина В.М. к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении председателем СНТ "Мысы" Наймушиным В.М. требований ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. N 2395-1 "О недрах" (далее Закон РФ "О недрах"), и допущении самовольного пользования недрами (добыча подземных вод) в СНТ "Мысы" в отсутствие права пользования недрами, оформленного в виде лицензии.
В надзорной жалобе защитник Наймушина В.М. - Уткина И.И. указывает на то, что в данном случае не требуется оформление лицензии на пользование недрами, поскольку находящаяся на территории СНТ "Мысы" скважина относится к малодебитным скважинам, насос, используемый для забора воды имеет объем подачи от 0, 4 до 3, 4 кубических метров в час, кроме того, замеры глубины скважины при проведении проверки не производились.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие
3
события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных" в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Признавая Наймушина В.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Челябинской области и судьи исходили лишь из того факта, что в СНТ "Мысы" в отсутствие лицензии ведется добыча подземных вод для осуществления питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения членов СНТ.
Вместе с тем, не учтено следующее.
Статьей 11 Закона РФ "О недрах" и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994г. "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных" (далее Инструкция Роскомнедра) не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть
4
использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Учитывая положения указанных норм права, административным органом должны были быть выяснены следующие обстоятельства:
1) является ли скважина в СНТ "Мысы" источником централизованного водоснабжения;
2) затрагивает ли скважина второй и последующий водоносные горизонты (поскольку для устройства скважины на первый водоносный горизонт лицензия не требуется).
Как следует из материалов дела, указанные обстоятельства административным органом не были исследованы, поскольку ни акт проверки от 23 августа 2012г., ни постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 августа 2012г., ни иные материалы дела, не содержат фактических данных об устройстве и эксплуатации в СНТ "Мысы" скважины с нарушением условий, предусмотренных ст. 19 Закона РФ "О недрах".
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г., решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 17 января 2012 г., вынесенные в отношении председателя правления СНТ "Мысы" Наймушина В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление должностного лица и судебные решения.
5
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 12 октября 2012г., решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 10 декабря 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 17 января 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении председателя правления СНТ "Мысы" Наймушина В.М., отменить.
Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
областного суда
у
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.