Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Козиной Н.М., Скрябиной С.В.
с участием прокурора Морозова Е.В.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Яшина В.В. и апелляционному представлению прокурора г. Копейска на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 23 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области - Антипову О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Копейска обратился в суд с иском в интересах Яшина В.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа, ОКГУ "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указал, что Яшин В.В., 11.12.1949 года рождения, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено санаторно-курортное лечение. 23.02.2011 года Яшин В.В. обратился с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, однако обеспечен ею не был.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Яшин В.В. просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что он своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в
2
санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на ограниченность поступления путевок, выделение которых происходит в зависимости от даты поступления заявления, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
В апелляционном представлении прокурор г. Копейска просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что факт отказа Яшина В.В. от набора социальных услуг 01.01.2012г. не свидетельствует о том, что он утратил право на предоставление санаторно-курортной путевки по заявлению от 23.02.2011г., поскольку возникшее в установленном законом порядке право на предоставление государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2011 году не было реализовано.
Истец, Управление социальной защиты населения администрации Копейского городского округа, ОКГУ "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд апелляционной инстанции не явились и о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области - Антипова О.И. по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления возражала, считая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав объяснения прокурора Морозова Е.В., представителя ответчика Антиповой О.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Из материалов дела следует, что Яшин В.В. является инвалидом 3 группы бессрочно. 23.02.2011 года истец обратился в Государственное учреждение Челябинского областного реабилитационного центра инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ему путевки на
3
санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, однако санаторно-курортное лечение ему в 2011 году предоставлено не было. В настоящее время Яшин В.В. также нуждается в санаторно-курортном лечении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Яшина В.В., суд первой инстанции исходил из того, что Яшин В.В. отказался от набора социальных услуг с 01.01.2012г., предоставив заявление 28.09.2011 года.
С таким выводом суда судебная коллегия апелляционной инстанции согласиться не может на основании следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
4
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01.01.2011 года (далее Соглашение).
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение (далее именуется -уполномоченный орган (учреждение).
Приказом N 22 от 27.01.2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило ОКГУ "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
5
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на отказ от набора социальных услуг с 01.01.2012 года.
Согласно ч.2. ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государственно гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Тот факт, что Яшин В.В. 28.09.2011 года отказался от получения набора социальных услуг с 01.01.2012 года, не свидетельствует о том, что он утратил право на предоставление санаторно-курортной путевки по заявлению от 23.02.2011 года, поскольку возникшее в установленном законом порядке право на предоставление государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение на 2011 год не было реализовано. От набора социальных услуг на 2011 год Яшин В.В. не отказывался.
6
При таких обстоятельствах Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
То обстоятельство, что Яшин В.В. отказался от набора социальных услуг на 2012 год, в связи с чем исключен из областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, основанием к отказу в удовлетворении иска о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год являться не может.
Не может служить основанием к отказу в иске недостаточность приобретенных на 2011 год санаторно-курортных путевок, предоставляемых в зависимости от даты подачи заявления, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не соответствуют закону, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Яшина В.В.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
7
Поскольку полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области, обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области.
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Челябинского областного реабилитационного центра инвалидов "Импульс" следует отказать, поскольку на данного ответчика возложены полномочия по решению технических вопросов. В удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа также следует отказать, поскольку указанный ответчик не решает вопросы обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 23 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Яшина В.В. удовлетворить.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Яшину В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год.
В удовлетворении исковых требований к ОГКУ "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.