Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г.Л., судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.Ф., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "16" апреля 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Челябинска о понуждении к исполнению обязанностей к Администрации города Челябинска с апелляционной жалобой Администрации города Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска от 17 января 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явились прокурор прокуратуры Челябинской области Морозов Е.В., представитель Администрации города Челябинска Овчинников А.Н., действующий на основании доверенности от 04.07.2012 года, представитель Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска Королева И.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2013 года.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации города Челябинска об оспаривании бездействия Администрации города Челябинска, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между железнодорожным полотном и южными воротами Садоводческого некоммерческого товарищества " ***" на площади 25 кв.м., и просил суд признать бездействие Администрации города Челябинска незаконным, возложить на Администрацию города Челябинска обязанность ликвидировать указанную выше несанкционированную свалку в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, установить информационные аншлаги, запрещающие складирование отходов и провести работы по рекультивации земельного участка, восстановлению верхнего плодородного слоя почвы и созданию дернины. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период с 17.09.2012г. по
08.10.2012г. было выявлено незаконное использование неустановленными лицами участков земли для складирования мусора, на территории Челябинского городского округа между воротами СНТ " ***" и железной дорогой. Площадь несанкционированной свалки составляет 25 кв.м. Для захоронения бытовых отходов снят верхний плодородный слой почвы на площади 880 кв.м. при глубине от 30 до 20 см. Координаты несанкционированной свалки определены GPS тар 60 N 55 °04'25", Е 061 °30'59,7". В нарушение требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Администрацией города Челябинска не обеспечен должным образом сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, проведение мер очистки территории муниципального образования от отходов и мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Решением суда от 17 января 2013 года заявление прокурора Ленинского района города Челябинска удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что дело было рассмотрено судом в отсутствии представителя Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска, которая не была извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Определением от 02 апреля 2013 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела в качестве суда первой инстанции.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении. Информации о том, ликвидирована ли данная несанкционированная свалка в настоящий момент, не имеет.
Представитель Администрации города Челябинска с заявленными требованиями не согласился, указав на отсутствие бездействия.
Представитель Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска в судебном заседании также не согласилась с требованиями прокурора, указав на то, что в городе принята Отраслевая целевая программа "Оздоровление окружающей среды города Челябинска на 2011-2013 годы". В рамках этой целевой программы предусмотрены средства на ликвидацию несанкционированных свалок и рекультивацию земель на территории города Челябинска.
2
р
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
В статье 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение закреплено и в части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ст. 42 Земельного кодекса РФ указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из материалов дела 24.09.2012 года в ходе прокурорской проверки обращения о размещении несанкционированной свалки на местности была выявлена несанкционированная свалка (т.е. территория, используемая, но не предназначенные для размещения на ней отходов) на территории Челябинского городского округа между воротами СНТ " ***" и железной дорогой, площадью 25 кв.м., утрата верхнего плодородного слоя почвы на площади 880 кв.м. при глубине от 30 до 20 см.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах города Челябинска, что земельный участок, на которых обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Администрация города Челябинска,
з
которая в силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязана ликвидировать несанкционированную свалку.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
В соответствии с п.9 Порядка обращения с отходами производства и потребления в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 26.10.2010 года N 18/3 (ред. от 20.11.2012) к полномочиям Администрации города Челябинска в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация исполнения действующего законодательства, участие в разработке и реализации целевых программ Челябинской области в сфере обращения с отходами, разработка, утверждение и реализация целевых программ в области обращения с отходами, организация и координация деятельности органа, осуществляющего муниципальное управление в области обращения с отходами, создание муниципальных предприятий (учреждений), осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, создание условий для предотвращения образования несанкционированных свалок отходов, захламлений и организация работ по их ликвидации.
В соответствии с п. 10 Порядка обращения с отходами производства и потребления в городе Челябинске муниципальное управление в области обращения с отходами от имени Администрации города Челябинска на территории города осуществляет Орган управления обращением с отходами -Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска, к полномочиям которого относится муниципальное управление организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Челябинска, организация разработки схемы санитарной очистки города, участие в создании муниципальных предприятий (учреждений), специализирующихся в области обращения с отходами, осуществление полномочий муниципального заказчика по выполнению мероприятий для обеспечения муниципальных нужд в сфере обращения с отходами в соответствии с расходными обязательствами.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 27.08.2010 года N 6704 утверждена Отраслевая целевая программа "Оздоровление окружающей среды города Челябинска на 2011 - 2013 годы" (далее -Отраслевая целевая программа), одной из целей которой является ликвидация несанкционированных свалок на территории города с рекультивацией земель.
Ответственность за реализацию Отраслевой целевой программы, достижение ожидаемых результатов исполнения Программы, целевых
4
индикаторов и показателей, а также за эффективное и целевое использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств возложена на главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии с п. 15 и п. 8 приложения N1 Отраслевой целевой программы "Оздоровление окружающей среды города Челябинска на 2011 -2013 годы" реализация мероприятий по санитарной очистке территории города от отходов, в том числе ликвидация несанкционированных свалок (сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления, образованных в местах, несоответствующих санитарным и экологическим требованиям) возложена на Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска, как одного из главных распорядителей бюджетных средств по Отраслевой целевой программе.
Отраслевая целевая программа предусматривает финансирование работ по санитарной очистке города соответственно в 2011,2012 и 2013 году.
Согласно п.8 Положения об Управлении экологии и природопользования Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 06.10.2011 года N 238-п основными задачами Управления является решение вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения, обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с п. 113 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 24.04.2012 года N 34/3 в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территории города вне установленных для этого мест лица, допустившие подобные нарушения, обязаны за свой счет принять меры по незамедлительной уборке загрязненной территории, а при необходимости, по рекультивации земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления, рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить выполнение работ по благоустройству и содержанию прилегающих территорий в соответствии с пунктом 47 названных Правил.
Пунктом 47 названных Правил предусмотрено, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий на территориях, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляет Администрация города и администрации районов в городе в соответствии с установленными полномочиями.
Положением об администрации района в городе Челябинске, утвержденном решением Челябинской городской Думы от 02.09.2010 года N
5
06
16/46 (в ред. от 26.06.2012) предусмотрено, что администрация района в городе, являясь территориальным (районным) органом Администрации города, осуществляя от ее имени полномочия, организует и контролирует проведение субботников по санитарной очистке территории района ( п.п.38 п.П), организует и обеспечивает уборку, санитарную очистку и благоустройство закрепленных территорий (п.п. 55 п.11).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалы дела не подтверждают того, что именно Администрация города Челябинска допустила незаконное бездействие по ликвидации несанкционированной свалки, выявленной в ходе прокурорской проверки 24.09.2012 года.
Системный анализ положений ч.2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч.1 ст. 14, п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что публичные функции Администрации города Челябинска в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленными за ней законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Правильное определение круга вопросов, следующих из компетенции органов местного самоуправления и созданных им учреждений, напрямую влияет на последующую оценку суда о законности совершенных действий (бездействия).
Оценивая указанные доказательства в соответствии с приведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию города Челябинска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке между железнодорожным полотном и южными воротами Садоводческого некоммерческого товарищества "Трубопрокатчик -3".
Администрация города Челябинска, реализуя закрепленные за ней законом соответствующие властные полномочия, связанные с охраной окружающей среды, урегулировала спорные правоотношения и определила круг структурных подразделений органа местного самоуправления, ответственных за решение данного вопроса. В действующем законодательстве отсутствует норма, возлагающая на исполнительный орган местного самоуправления непосредственную обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
6
Исходя из этого, нельзя сделать вывод о незаконности бездействия городской администрации, выраженного в неосуществлении ликвидации выявленной прокурором несанкционированной свалки.
При рассмотрении спора суд не вправе выйти за пределы предмета требований, указанных заявителем.
Направленная судом первой инстанции расписка о получении судебной повестки представителем Управления по экологии и природопользования Администрации г.Челябинска не может быть принята в качестве доказательства надлежащего извещения, так как в ней отсутствует указание на фамилию и должность лица, получившего судебную повестку. Рассмотрение дела в отсутствие представителя управления при отсутствии доказательств его извещения о времени и месте рассмотрения дела, при наличии оснований сомневаться в надлежащем извещении, является безусловным основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, заявленных к Администрации города Челябинска.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 17 января 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение. Отказать прокурору Ленинского района города Челябинска в удовлетворении требований.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. /?
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.