Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.
судей Зариповой Ю.С., Трапезниковой И.И.
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 января 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт" о признании незаконной и прекращении деятельности по продаже алкогольной и табачной продукции.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт" (далее - ООО "Лабиринт") о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольной и табачной продукции в магазине "Красное и Белое", расположенном по адресу г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 37, обязании ООО "Лабиринт" прекратить деятельность по розничной продаже алкогольной и табачной продукции в указанном магазине.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в указанном выше магазине ООО "Лабиринт" организована розничная продажа табачных изделий, тогда как расстояние от магазина до границ (ограждения) территории земельного участка МБДОУ Детский сад N 7, составляет 68,6 метров. Деятельность общества по розничной продаже табачных изделий противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 года "Об ограничении курения табака", в соответствии с которыми установлен запрет розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Прокурор Звонарева Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
2
Представители ответчика ООО "Лабиринт" Коростелёва Т.А., Дергачева А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области Коротков СВ. в судебном заседании полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, представил мнение на исковое заявление.
Представитель третьего лица МБДОУ детский сад N 7 Маслакова И.М. в судебном заседании указала на обоснованность исковых требований.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора г. Челябинска в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Лабиринт" обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 января 2013 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то что, судом первой инстанции не учтено, что прокурором г. Челябинска не доказаны обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а именно несоответствие деятельности ООО "Лабиринт" закону и нарушение указанной деятельностью прав и законных интересов лиц, в чьих интересах выступает прокурор. Полагает, что применен закон, не подлежащий применению, не доказан факт реализации табачных изделий. Указывает на то, что решение суда было вынесено на основании отмененного Постановления Губернатора Челябинской области от 17 августа 2012 года N 230. Указывает, на то, что ни органом местного самоуправления г. Челябинска, ни Федеральным законом порядок определения границ прилегающих к общеобразовательному учреждению не определен. Так же указывает на то, что в материалах дела отсутствует акт контрольной закупки алкогольной продукции и табачных изделий, в связи с чем, полагает, что вина ООО "Лабиринтже может быть доказана.
Представитель ООО "Лабиринт" Коростелёва Т.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель прокуратуры Челябинской области- Минкина Л.В. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области Коротков СВ. в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы согласился частично.
Представитель третьего лица МБДОУ Детский сад N 7 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще.
3
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО "Лабиринт" имеет лицензию, выданную Министерством сельского хозяйства Челябинской области 08 октября 2012 г. 1024/178 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в том числе по адресу: г. Челябинск, ул. С.Кривой, д. 37 (магазин) сроком по 22 февраля 2017 г. и осуществляет свою деятельность на основании договора аренды нежилого помещения (магазин "Красное и Белое) по адресу: г. Челябинск, ул. С. Кривой, д. 37, общей площадью 96,6 кв.м, принадлежащего на праве собственности Н.И.Л., Н.Е.В. (л.д. 14-19, 35-36)
Прокуратурой города Челябинска 29.06.2012 г. была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в ходе которой было установлено, что в магазине "Красное и Белое", расположенном по адресу: город Челябинск, улица Сони Кривой, дом 37 осуществляется розничная продажа алкогольной и табачной продукции на расстоянии 70 метров от входа в магазин "Красное и Белое" и до распашных ворот МБДОУ детский сад N 7, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. С. Кривой, д. 33-а.
Указанные замеры приведены в акте проверки от 12 октября 2012 года, составленного помощником прокурора города Челябинска в присутствии администратора магазина "Красное и белое" Б.П.И ... в акте также указано, что расстояние до калитки составляет 106,80 м., ближайшее расстояние от входа в магазин до территории дошкольного образовательного учреждения детский сад N 7 - 68,6 м.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курении табака" запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Согласно Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 484 от 25.10.2004 года образовательные учреждения отнесены к местам массового скопления граждан.
4
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 14.06.2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 7 расположено по адресу: г ... Челябинск ул. Сони Кривой, 33 "а" Указанный земельный участок, общей площадью 3157 кв.м. принадлежит дошкольному учреждению на праве постоянного пользования на основании Государственного Акта на право постоянного пользования землей ***. (л.д.41).
Граница земельного участка, используемого для эксплуатации здания МБДОУ детский сад N 7, ограждена металлическим забором, в котором имеются два входа (выхода) на огражденный земельный участок. Один вход (выход) представляет собой калитку и расположен со стороны ул. Красная, второй вход (выход) представляет собой распашные ворота со стороны ул. Сони Кривой.
Выводы суда первой инстанции о том, что неправомерные действия ООО "Лабиринт" по продаже табачных изделий в непосредственной близости с образовательным учреждением противоречат общепринятым этическим нормам гражданского общества, создает антисоциальную рекламу употребления табачной продукции, что в свою очередь негативно отражается на нравственном развитии несовершеннолетних, ориентируя их на употребление такой продукции, являются правильными.
Удовлетворяя требования в данной части прокурора, суд обоснованно руководствовался положениями частей 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, согласно которым опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Ссылки в жалобе о том, что деятельность ООО "Лабиринт" соответствует закону и не имеется нарушений указанной деятельностью прав и законных интересов лиц, в чьих интересах выступает прокурор, необоснованны.
Согласно Федеральному закону N 51-ФЗ от 24.04.2008 г. Российская Федерация присоединилась к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
В преамбуле названной Конвенции перечисляются цели ее принятия, которые указывают на преисполненные решимости уделять приоритетное внимание своему праву на защиту здоровья людей, проявляя глубокую обеспокоенность по поводу распространения курения и других видов
5
употребления табака детьми и подростками во всем мире, особенно по поводу курения во все более раннем возрасте, напоминая также, что Конвенция по правам ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., предусматривает, что государства - участники этой Конвенции признают право ребенка на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья.
В соответствии со статьей 24 Основ Законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 547-1, в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям состояния здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Осуществление ответчиком розничной торговли табачных изделий в непосредственной близости от образовательного учреждения противоречит требованиям федерального законодательства об ограничении курения табака, неблагоприятно влияет на нравственное воспитание несовершеннолетних, создает предпосылки для приобретения ими табачных изделий, создавая угрозу причинения вреда их здоровью.
Не влечет к отмене судебного решения довод жалобы об отсутствии акта контрольной закупки, поскольку факт осуществления продажи алкогольной продукции и табачных изделий ООО "Лабиринт", подтверждается выданной лицензией Министерства сельского хозяйства Челябинской области, доказательств обратного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не предоставлено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора о признании деятельности ООО "Лабиринт" по розничной продаже табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенного по адресу г. Челябинск, ул. С.Кривой, д. 37 незаконной, а также прекращении деятельности ООО "Лабиринт" по продаже табачных изделий в магазине "Красное и Белое", расположенного по адресу г. Челябинск, ул. С.Кривой, д. 37.
На основании п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта,
6
алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 2 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 171 -ФЗ к прилегающим территориям, указанным в п. 2 названной статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 136 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (утративший силу с 1 января 2013 года в соответствии с принятием постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 года N842), не допускается розничная продажа алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников
7
повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Согласно статье 4 Закона Челябинской области от 27 августа 1998 года N 51-30 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Челябинской области", исполнительный орган государственной власти Челябинской области, уполномоченный в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: вносит предложения о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 73 Устава города Челябинска, органы государственной власти области осуществляют правовое регулирование организации местного самоуправления в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и другими законами области.
Структуру органов исполнительной власти Челябинской области составляет, в том числе Губернатор Челябинской области, который в силу статьи 50 Устава Челябинской области наделен собственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом.
Таким образом, указанными нормами предусмотрена последовательная передача полномочий по изданию нормативного правового акта. Такая последовательность свидетельствует о наличии соответствующих полномочий по утверждению Порядка определения прилегающих территорий, Губернатора Челябинской области, как исполнительного органа Челябинской области, и определению непосредственно прилегающих территорий органом местного самоуправления.
Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции был определен Постановлением Главы города Челябинска от 03 марта 2006 года N 96-п. Постановлением Администрации города Челябинска от 07 сентября 2012 года N 192-п настоящее постановление признано утратившим силу с 06 сентября 2012 года.
Порядок определения органами местного самоуправления Челябинской
8
области прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, был утвержден постановлением Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2005 года N 465. Постановлением Губернатора Челябинской области от 10 октября 2012 года N280 настоящее постановление признано утратившим силу с 15 октября 2012 года.
Действовавшее на момент вынесения решения судом первой инстанции постановление Губернатора Челябинской области от 17 августа 2012 года N 230 (признанное утратившим силу с 23 января 2013 года постановлением Губернатора Челябинской области от 24 января 2013 года N 16), устанавливало дополнительные ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Челябинской области, согласно которым в городе Челябинске запрещена розничная продажа алкогольной продукции на предприятиях торговли и общественного питания (за исключением ресторанов, кафе, баров, расположенных в стационарных помещениях), находящихся на расстоянии менее 80 метров от входа границ (ограждений) земельных участков, на которых расположены, в том числе, детские и образовательные организации, (при отсутствии ограждения от входа в здание), до входа предприятия, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции. При этом, нормативно-правовым актом не был установлен порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Учитывая отсутствие действующих в настоящее время нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения в сфере соблюдения норм Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на местном уровне, ссылка прокурора о нарушении правил розничной продажи алкогольной продукции ООО "Лабиринт" является необоснованной, поскольку замеры от входа в торговый объект до входа в МБДОУ ДС N 7 произведены в соответствии с положениями постановления Губернатора Челябинской области от 17 августа 2012 года N 230, устанавливающего лишь дополнительные ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Челябинской области, но не порядок определения расстояния между входами значимых мест пребывания.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконной деятельности ООО "Лабиринт" по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: ул. С. Кривой, 37, г. Челябинска.
9
Судом не были учтены при разрешении возникшего спора вышеприведенные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, что привело к нарушению прав ООО "Лабиринт" принятым решением.
Таким образом, решение суда в части признания незаконной деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине "Красное и белое", расположенном по адресу г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д.37, обязании ООО "Лабиринт" прекратить деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в указанном магазине подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
В остальной части решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований к такой переоценке, равно как и к отмене постановленного по делу решения в остальной части, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 января 2013 г. в части признания незаконной деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине "Красное и белое", расположенном по адресу г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д.37, обязании ООО "Лабиринт" прекратить деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в указанном магазине отменить, в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части это же решение оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.