Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Козиной Н.М., Аброськиной Е.А.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Бурлаченко С.М. на решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 14 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения истца Бурлаченко С.М., его представителя Макиной А.Б., представителя ответчика Амирова P.P., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурлаченко С.М. обратился в суд с иском к администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области о взыскании доплаты к пенсии.
В обоснование требований указал, что в период с 24.03.2001г. по 31.03.2011 г. осуществлял полномочия председателя Совета депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области. С 17.10.2011г. является получателем трудовой пенсии. Как бывший председатель Совета депутатов Нязепетровского городского поселения имеет право на получение к пенсии доплаты, установленной Положением о порядке установления и перерасчета выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденным решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области от 18.08.2005г. N 28 ( в редакции решения N 245 от 16.11.2009г.) Полагает, что доплата к трудовой пенсии в соответствии со ст. 7 Закона Челябинской области от 27.03.2008г. N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" должна рассчитываться следующим образом: денежное вознаграждение (содержание) по должности председателя Совета депутатов Нязепетровского городского поселения х 1,15 (уральский коэффициент) х 75% - трудовая пенсия. Предельная сумма доплаты к
2
пенсии = должностной оклад председателя Совета депутатов Нязепетровского городского поселения х 1,15 (уральский коэффициент) х 2,3. Неоднократно обращался с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии, начиная с 17.10.2011г., выплате неполученной доплаты к трудовой пенсии. 02. П.2012г. главой Нязепетровского городского поселения в этом отказано. Полагает, что доплата к трудовой пенсии, исходя из должностного оклада председателя Совета депутатов Нязепетровского городского поселения, рассчитана неверно, при расчете следует исходить из среднемесячного денежного вознаграждения по должности. Размер невыплаченной доплаты к трудовой пенсии за период с 17.10.2011г. по март 2012г. составляет **** руб. 79 коп., указанную сумму просил взыскать.
Представитель ответчика - администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области - Амиров P.P. исковые требования не признал. Пояснив, что доплата пенсии Бурлаченко С.М. рассчитывается правильно.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично. Суд взыскал с администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области в пользу Бурлаченко С.М. недополученную доплату к трудовой пенсии в связи с осуществлением полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления за период с 17.10.2011г. по март 2012г. в размере **** руб. 15 коп., судебные расходы в размере **** руб.
В апелляционной жалобе Бурлаченко С.М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил понятия "предельный размер доплаты к трудовой пенсии" и "размер ежемесячного денежного вознаграждения". Считает, что размер трудовой пенсии и доплаты к ней не должен составлять более 75% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, а размер доплаты не может превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения. В формуле расчета доплаты суд не учел, что ТП + Д = 55% ЕДВ, тогда Д = 55% ЕДВ -ТП, при существующем ограничении Д (доплата к пенсии) " 2,3 должностного оклада. Ни в законе от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни в законе Челябинской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", ни в Положении о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной
постоянной основе не указано, что ЕДВ составляет 2,3 должностного оклада. Разъяснение Законодательного собрания Челябинской области N 1741/СМ от 08.11.2012г. не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как не является официальным разъяснением законодательства. Также судом не учтено, что размер доплаты к трудовой пенсии исчисляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения и денежного оклада с учетом районного коэффициента. Кроме того, в апелляционной жалобе указал на то, что даже при согласии с формулой расчета доплаты к пенсии, используемой ответчиком, задолженность по доплате имеет место, поскольку ответчик не применял при расчете районный коэффициент, а сумма, определенная судом с применением районного коэффициента, является неверной, поскольку районный коэффициент применяется к заработной плате, а не к доплате к пенсии.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель на доводах апелляционной жалобы настаивали. Представитель ответчика по доводам жалобы возражал.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Исходя из принципа диспозитивности при рассмотрении дела в апелляционном порядке суд должен проверить обжалуемое судебное постановление в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, не указанных в доводах жалобы, суд в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы и обратить внимание на допущенные судом существенные нарушения закона.
Согласно ст. 23 Устава Нязепетровского городского поселения Челябинской области (в редакции от 27.06.2005 года) председатель Совета депутатов избирается из числа депутатов Совета депутатов и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. В соответствии с п.4 ст.25 Устава гражданин Российской Федерации, осуществляющий полномочия депутата на постоянной основе, имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
4
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при осуществлении лицом полномочий депутата в течение двух и более созывов - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2.3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются решением Совета депутатов. ( ст.25 Устава Нязепетровского городского поселения)
Из материалов дела следует, что Бурлаченко С.М. в период с 24.03.2001 по 31.03.2010г. в течение двух созывов осуществлял полномочия председателя совета депутатов Нязепетровского городского поселения, на момент увольнения с должности его денежное вознаграждение составляло **** руб.75 коп., должностной оклад **** руб. (л.д.45-47).
17.10.2011 года истцу назначена трудовая пенсия. С октября 2011 года на основании Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного Решением депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области от 18.08.2005 года N 28 ( в редакции Решения от 16.11.2009 года N 245), он получает доплату к трудовой пенсии, как бывший депутат представительного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4 данного Положения финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии осуществляется за счет средств бюджетов городского поселения.
Данное Положение разработано (применительно к истцу) в соответствии с Законом Челябинской области от 27.03.2008г. N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Согласно части 2 статьи 7 вышеназванного закона Челябинской области гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в
5
соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла:
при осуществлении этим лицом полномочий депутата в течение двух и более созывов, но не менее семи лет, - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности;
Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Указанные нормы Закона Челябинской области нашли свое отражение в главе 3 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного Решением депутатов Нязепетровского городского поселения Челябинской области от 18.08.2005 года N 28 (в редакции Решения от 16.11.2009 года N 24).
В силу п. 9 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 16.11.2009г. N 245, ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутату представительного органа местного самоуправления устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой) и доплаты к ней составляла при исполнении депутатом своих полномочий в течение двух и более созывов - 75% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Данное решение действует с 01.01.2010г.
Из буквального толкования указанных норм следует, что обязательным условием расчета размера ежемесячного денежного вознаграждения является то, что он не должен превышать определенную часть должностного оклада по замещаемой должности - 2,3 в соответствии с Законом Челябинской области от 27.03.2008г. N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного
6
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Законом Челябинской области от 22.02.2012 N 282-30 "О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области", в том числе в Закон Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", изменен размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и, начиная с 24 марта 2012 года основой для ее исчисления является размер ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, увеличенный на районный коэффициент, без существовавшего ранее ограничения в 2,3 должностных оклада.
Отказывая в удовлетворении требований истца о перерасчете доплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 7 Закона Челябинской области N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления ... ", Уставом Нязепетровского городского поселения, Положением о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 18.08.2005 года N 28, с внесенными впоследствии Решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения 16.11.2009г. N 245 изменениями, пришел к правильному выводу о соответствии требованиям действующего законодательства произведенного администрацией района расчета доплаты к трудовой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы Бурлаченко С.М. о том, что суд неправильно применил понятия "предельный размер доплаты к трудовой пенсии" и "размер ежемесячного денежного вознаграждения" для исчисления такой доплаты", являются несостоятельными.
При толковании нормы права суд учитывает буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, сопоставляя их со смыслом применяемой нормы в целом.
Нормы примененных в настоящем споре Закона Челябинской области N от 27.03.2008 г. 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления ... ", Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации,
7
осуществлявшим полномочия Главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения, в части исчисления размера доплаты к пенсии не позволяют судебной коллегии согласиться с их иным толкованием чем тем, которое использовал ответчик при расчете ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания).
Не отрицая того факта, что размер доплаты к пенсии зависит от размера среднемесячного денежного вознаграждения, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что условием расчета размера ежемесячного денежного вознаграждения является то, что он не должен превышать определенную часть должностного оклада по замещаемой должности - 2,3. Только с 24 марта 2012 года размер ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности, увеличенный на районный коэффициент, был сохранен как основа для исчисления доплаты к пенсии, однако уже без существовавшего ранее ограничения в 2,3 должностных оклада.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Также судебная коллегия считает правильным формулу расчета доплаты к пенсии, использованную ответчиком, а доводы заявителя жалобы о ее неправильности не состоятельными.
Буквальное толкование содержащегося в нормативном акте выражения (применительно к истцу) "ежемесячная доплата к пенсии (Д) ... устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (ТП) и доплаты к ней (Д) ... составляла 75 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности", позволило суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что формула для расчета ежемесячной доплаты к пенсии выглядит следующим образом: трудовая пенсия + доплата к трудовой пенсии = 75 % ежемесячного денежного вознаграждения, где ежемесячное денежное вознаграждение " 2,3 должностных оклада, поскольку для размера ежемесячного денежного вознаграждения устанавливалось ограничение в 2,3 должностных оклада. Если размер ежемесячного денежного вознаграждения превышал установленные ограничения, то он равнялся 2,3 должностным окладам.
Доводы апелляционной жалобы Бурлаченко С.М. о том, что при исчилении к ежемесячной доплаты к пенсии необходимо применять уральский коэффициент к ежемесячному денежному вознаграждению, не могут быть приняты во внимание, поскольку размер доплаты к трудовой пенсии не должен был превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой
8
должности на момент увольнения с должности, независимо от применения к нему районного коэффициента.
В пункте 11 Положения о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения от 18.08.2005 года N 28, предусмотрено, что в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии, включается районный коэффициент.
Из толкования указанной нормы права следует, что районный коэффициент включается в состав среднемесячного денежного содержания (впоследствии именуемого ежемесячным денежным вознаграждением), учитываемого при определении размера доплаты к пенсии.
При исчислении доплаты к пенсии истцу размер ежемесячного денежного вознаграждения, в состав которого районный коэффициент включен, превысил установленные законом ограничения (2,3 должностных оклада). При таких обстоятельствах ответчик обоснованно исчислял размер доплаты к пенсии от 2,3 должностных оклада без применения районного коэффициента к указанной величине.
С 24 марта 2012 года доплата к пенсии должна исчисляться от размера ежемесячного денежного вознаграждения на момент увольнения с должности, увеличенного на районный коэффициент.
Истец не согласен с расчетом доплаты к трудовой пенсии за период с 17.10.2011 года по март 2012 года, в том числе в части начисления районного коэффициента. Суд первой инстанции, применив в указанном споре положения статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации, начислил районный коэффициент на сумму выплаченной за этот период доплаты к пенсии и взыскал с ответчика в пользу истца **** рубля.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что к правоотношениям по вопросам выплаты депутатам представительных органов местного самоуправления доплаты к трудовой пенсии не применяются положения трудового законодательства. Указанные вопросы урегулированы в специальных нормативных актах: Законе Челябинской области N от 27.03.2008 г. 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления ... ", Положении о порядке установления, перерасчета и выплаты доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы
9
городского поселения, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, утвержденного решением Совета депутатов Нязепетровского городского поселения, Уставе Нязепетровского городского поселения Челябинскойобласти.
Поскольку истец не согласился с размером взысканной судом суммы по мотиву неправильного применения норм материального права, судебная коллегия, проверив законность решения в данной части, придя к выводу, что районный коэффициент за оспариваемый период не начисляется на размер ежемесячного денежного вознаграждения, исчисленного из 2,3 должностных оклада, считает необходимым решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным выше.
Доводы заявителя жалобы о недопустимости применения в споре разъяснения Законодательного собрания Челябинской области N 1741/СМ от 08.11.2012г. не опровергают выводов суда первой инстанции о правильности исчисления ответчиком доплаты к пенсии.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Бурлаченко С.М. отказывается в полном объеме, с ответчика не могут быть взысканы и судебные расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителя.
Апелляционную жалобу Бурлаченко С.М. необходимо оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 14 января 2013 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бурлаченко С.М. к администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области о взыскании доплаты к пенсии отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы Бурлаченко С.М. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.