Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Аброськиной Е.А., Лутфуллоевой P.P.,
с участием прокурора Морозова Е.В.,
при секретаре Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 28 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах Алексеева О.И. с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении Алексееву О.И. путёвки на санаторно-курортное лечение по его заявлению от 12 марта 2012 года, а также возложении обязанности по предоставлению такой путевки.
В обоснование иска указал, что Алексеев О.И. решением учреждения медико-социальной экспертизы от 27 февраля 2012 года признан инвалидом 3-ей группы по общему заболеванию. 12 марта 2012 года Алексеев О.И. обратился в Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. До настоящего времени путевкой не обеспечен, что нарушает социальные права Алексеева О.И., как инвалида.
В судебном заседании прокурор на требованиях, направленных к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, не настаивал. Иск направил только к Министерству социальных отношений области, считая, что обеспечение инвалида Алексеева О.И. путевкой на санаторно-курортное лечение находится в его компетенции.
Истец Алексеев О.И. в судебном заседании требования прокурора поддержал.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явился, представил письменные возражения, где указал, что с учетом даты обращения истца за предоставлением путевки он по состоянию на 28 декабря 2012 года значится в реестре под N 7510, в соответствии с очередностью путевкой будет обеспечен.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, было привлечено Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", представитель которого при надлежащем извещении в суд не явился, как и представитель Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа.
Решением суда требования прокурора были удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Алексееву О.И. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 12 марта 2012 года, на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность предоставить Алексееву О.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Министерство социальных отношений Челябинской области в апелляционной жалобе требует отмены судебного решения, указывая на неверное применение судом норм материального права, отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку срок предоставления путевки на санаторно-курортное лечение Алексееву О.И. на момент принятия судом решения не истек, путевки предоставляются в порядке очередности.
В своем письменном заявлении от 11 апреля 2013 года, адресованном суду апелляционной инстанции, Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" поддержал апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области.
Истец, представители Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом мнения прокурора и представителя Министерства социальных отношений Челябинской области судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Заслушав пояснения представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Богдановой А.В., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора, считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или
изменения решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Алексеев О.И. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена до 01 марта 2013 года, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N 0737805 (л.д. 7-8).
12 марта 2012 года истец обратился в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения согласно медицинскому заключению. К заявлению была приложена справка для получения путевки формы N 070/у-04 от 12 марта 2012 года N 207, выданная МБЛПУЗ "Городская больница N 6".
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до
1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Не может служить основанием к отказу в иске недостаточность приобретенных на 2012 год санаторно-курортных путевок, предоставляемых в зависимости от даты подачи заявления, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Поскольку полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области, суд
первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки следует возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области, в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа отказал, поскольку указанный ответчик не решает вопросы обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к верному выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что на момент рассмотрения дела годичный срок со дня подачи заявления на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не истек, не может повлечь отмены судебного решения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика указала, что и на день рассмотрения апелляционной жалобы путевка истцу выдана не была.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.