Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
с участием прокурора
Журавлевой М.П.,
Малоедовой Н.В., Щербаковой Е.А.,
Горнаткиной В.Е.,
Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 февраля 2013 года по иску прокурора г. Копейска в интересах Конарева М.М. к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Журавлевой М.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области - Гусевой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Копейска обратился в суд с иском в интересах Конарева М.М. к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении вне очереди жилого помещения в соответствии с санитарно-техническими нормами, площадью не менее **** кв.м. за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета субъекта Челябинской области. В обоснование требований указал, что Конарев М.М. является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; 15 августа 2001 года администрацией Копейского городского округа он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Тагиров Р.Ф. и Конарев М.М. исковые требования поддержали.
2
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Гусева Т.В. иск не признала, пояснила, что дополнительные гарантии для детей сирот устанавливаются законодательством и относятся к ведению субъектов Российской Федерации; в соответствии с новой редакцией Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочия по ведению списка лиц, имеющих право на предоставление жилья возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, администрация Копейского городского округа передает уже имеющиеся списки органам исполнительной власти Челябинской области.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Копейского городского округа предоставить Конареву М.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с санитарно-техническими нормами площадью не менее **** кв.м., за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права. Указывают на то, что обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют сведения об обращении Конарева М.М. с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте. Списки детей-сирот нуждающихся в улучшении жилищных условий не сформированы, решение о предоставлении жилого помещения Конареву М.М. не может быть принято. Кроме того, у администрации Копейского городского округа отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Конарев М.М., представители Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа извещены о времени и месте
3
рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом установлено, что Конарев М.М., **** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 01 марта 2000 года Конарева И.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Конаревой М.М., **** года рождения, Конарева A.M., **** года рождения, Конарева М.М., **** года рождения (л.д. 11-12). Отец Конарева М.М. - Конарев М.В. умер 21 июля 1997 года (л.д. 13).
Постановлением главы города Копейска Челябинской области от 10 июля 1997 года N 359 над Конаревым М.М. была установлена опека (л.д. 14).
С 01 сентября 2009 года по 22 июня 2012 года Конарев М.М. обучался в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N ****", находился на полном государственном обеспечении (л.д. 15).
Конарев М.М. зарегистрирован в квартире **** дома **** по ул. **** в г. Копейске. Собственником данной квартиры является Конарева Л.И. -бабушка Конарева М.М. (л.д. 19, 20).
Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма Конарев М.М. не имеет.
Распоряжением главы администрации Копейского городского округа Челябинской области от 15 августа 2001 года N 956-р Конарев М.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 17-18).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
4
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря
5
2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Конарев М.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Конарев М.М. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению Конареву М.М. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Копейского городского округа за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа о том, что Конарев М.М. с заявлением в письменной форме о предоставлении жилого помещения по достижении 18 лет не обращался, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей,
6
оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Поскольку Конарев М.М. в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ). При этом обращение с дополнительным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа о том, что согласно Федеральному закону от 29 февраля 2012 года обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и у администрации Копейского городского округа отсутствуют полномочия по предоставлению жилого помещения, являются несостоятельными и противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 3 Закона Челябинской облает от 22 декабря 2005 года N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Тот факт, что в настоящее время отсутствует список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может влиять на права Конарева М.М., предусмотренные законом.
Вместе с тем, признавая правильным выводы суда первой инстанции в части возложения на администрацию Копейского городского округа обязанности по предоставлению Конареву М.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым указанным лицам предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма вне
7
очереди, признан утратившим силу с 1 января 2013 года.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Челябинской области от 25 октября 2007 N212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" не содержат указания на предоставление жилых помещений названной категории граждан вне очереди.
Приведенные нормы связывают возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на получение жилья с наличием установленных указанными нормами обстоятельств.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Копейского городского суда от 21 февраля 2013 года, исключив указание на предоставление Конареву М.М. жилого помещения вне очереди.
В остальной части решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы -установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено, основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловными для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
8
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 февраля 2013 года изменить, исключив из решения указание на предоставление Конареву М.М. жилого помещения вне очереди.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.