Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника юридического лица - ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" Дьякова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Калининского района г. Челябинска от 22 января 2013г. и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 01 марта 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Многоотраслевое предприятие Дирекция Эксплуатационного заказчика Жилищного Эксплуатационного Управления",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Калининского района г. Челябинска от 22 января 2013г. ООО Управляющая компания "Многоотраслевое предприятие Дирекция Эксплуатационного заказчика Жилищного Эксплуатационного Управления" (далее ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 01 марта 2013г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе защитника юридического лица - ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" Дьякова А.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Как усматривается из материалов дела, 29 ноября 2012г. старшим инспектором Управления "Государственной жилищной инспекции" (далее Госжилинспекция) в отношении ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за то, что ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" в срок до 25 ноября 2012г. не выполнило пункты NN 6, 7, 9, 10 предписания N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г., а именно: в наружных стенах лестничных клеток имеются сквозные отверстия в результате отсутствия местами стеклоблоков со стороны дворового фасада (п.6); отсутствуют наружные двери балконов лестничных клеток, имеются щели (п.7); не проведена мойка и дезинфекция загрузочных клапанов
2
и стволов мусоропровода (п.9); имеются отверстия межэтажных перекрытий между подвалом и клетками в местах прохождения инженерно-технического оборудования (п. 10).
Факт совершения административного правонарушения и виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 29 ноября 2012г., предписанием об устранении нарушений от 25 октября 2012г., и другими материалами дела, в связи чем мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994г. N 1086 (далее Положение), главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Согласно Приказу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 15 февраля 2007г. N 13 "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Челябинской области", Госжилинспекция имеет право, в том числе давать обязательные для исполнения предписания собственникам, владельцам, пользователям жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, придомовых территорий, предприятиям,
3
организациям, учреждениям, индивидуальным предпринимателям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, организациям, управляющим жилищным фондом и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а также гражданам по устранению нарушений в использовании, содержании и ремонте жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, оказании коммунальных услуг, обнаруженных госжилинспекцией.
В результате проверки 25 октября 2012г. были выявлены нарушения п. п. 2.6, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.6, 3.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.4.1, 4.1, 4.1.11, 4.1.9, 4.2, 4.2.1, 4.2.11, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 5.6, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.6, 5.9, 5.9.1, 5.9.2, 5.9.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003г., допущенные ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" при обслуживании дома" N 28"а" по пр. Свердловский в г. Челябинске, в связи с чем обществу было выдано предписание N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. об устранении нарушений до 25 ноября 2012г.
В указанный срок ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" пункты 6, 7, 9, 10 предписания N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. не выполнены, на основании чего 05 декабря 2011г. старшим инспектором Госжилинспекции был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Невыполнение пунктов 6, 7, 9, 10 предписания N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. подтверждается актом проверки N 335-ч-р-12 от 29 ноября 2012г., а также не оспаривается в рассматриваемой жалобе (л.д. 20-21).
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных контролирующим органом или его должностным лицом в пределах своей компетенции, влекут административную ответственность в соответствии сч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц-от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц-от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Доводы жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку административным органом у общества запрошены документы, не относящиеся к предмету проведения проверки, не нашли своего подтверждения.
4
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ внеплановая проверка проводится по истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п.5 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Из материалов дела следует, что Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в лице Управления "Государственной жилищной инспекции" у ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" истребовались дополнительные документы в рамках проводимой проверки, которые юридическое лицо обязано предоставить в силу Федерального закона N 294-ФЗ. Запрашиваемые документы ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" были предоставлены должностному лицу.
Предметом проверки являлось исполнение юридическим лицом ранее выданного предписания N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г., составленного по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Доказательств, подтверждающих, что Управление "Государственной жилищной инспекции" при проведении проверки требовало у юридического лица сведения, не относящихся к указанному предмету проверки, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что бремя содержания имущества должны нести собственники квартир в доме N 28"а" по пр. Свердловскому в г. Челябинске, основаны на неправильном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу названной нормы бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п. п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. N 491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с
5
требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии . населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу п. п. 39, 42 названных Правил управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Контроль за содержанием общего имущества осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, а также не оспаривается в рассматриваемой жалобе, что 20 октября 2008г. между собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ****, и ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** в г. Челябинске (л.д. 30-38).
В силу п.2.1 Договора, собственник поручает, а исполнитель в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 30).
Из Протокола N1 общего собрания собственников от 27 июня 2007г. выбран способ управления - управляющая компания (л.д. 27-29).
05 октября 2012г. начальнику Госжилинспекции поступило заявление от Бодровой Н.Б. по вопросу ненадлежащего содержания ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, **** (л.д. 8-9).
25 октября 2012г. ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" старшим инспектором Госжилинспекции выдано предписание N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. об устранении выявленных нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (л.д. 18-19).
Таким образом, предписание N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. было выдано ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ", как лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом N **** в г. Челябинске и несущему ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку согласно акту проверки N 335-ч-р-12 от 29 ноября 2012г., проведенной на основании распоряжения начальника Госжилинспекции N 1505 от 21 ноября 2012г., выявлено, что ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" в установленный срок 25 ноября 2011г. предписание N 335-ч-р-12 от 25 октября 2012г. выполнено не было, то мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
6
Из материалов дела следует, что заместителем Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области 21 ноября 2012г. вынесено распоряжение N1505 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" с целью проверки выполнения предписания N 335-ч-р-12. Срок проведения проверки установлен не более одного дня, период проверки 29 ноября 2012г. (л.д. 41).
С распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки N 1505 от 21 ноября 2012г. законный представитель ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" Г.З.Д. был ознакомлен 21 ноября 2012г. копию распоряжения получил, о чем свидетельствует его подпись в уведомлении о проведении проверки (л.д. 40).
Довод жалобы о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения проверялся судьей районного суда, нашел свою оценку в судебном решении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Утверждения о том, что материалы дела не содержат данных, подтверждающих причинение ущерба, не могут быть приняты во внимание.
Характер, совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, объектом посягательства которого является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений законодательства.
Отказ мирового судьи 22 января 2013г. в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела был мотивирован и не повлек за собой нарушения прав ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" (л.д. 53).
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица - ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Обстоятельства дела выяснены судьей всесторонне, полно и объективно, доказательства, исследованные судьей и приведенные в постановлении, являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10
7
КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ".
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, назначено оно в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Калининского района г. Челябинска от 22 января 2013г. и решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 01 марта 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Многоотраслевое предприятие Дирекция Эксплуатационного заказчика Жилищного Эксплуатационного Управления" оставить без изменения, а жалобу защитника ООО УК "МП ДЭЗ ЖЭУ" Дьякова А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.