Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу законного представителя ЗАО "Завод АНКЕР" Кочелаевского В.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Курчатовского района г. Челябинска от 26 ноября 2012г. и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Завод АНКЕР",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Курчатовского района г. Челябинска от 26 ноября 2012г. ЗАО "Завод АНКЕР" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2013г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя ЗАО "Завод АНКЕР" Кочелаевского В.А., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Курчатовского района г. Челябинска от 26 ноября 2012г. и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2013г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2012г. при проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО "Завод АНКЕР", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. ****, установлено, что не выполнены предусмотренные законодательством РФ требования и мероприятия в области гражданской обороны, тем самым ЗАО "Завод АНКЕР" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения ЗАО "Завод АНКЕР" подтвержден протоколом об административном правонарушении N 3252 от 22 октября 2012г., составленным государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору, актом проверки N 2597/3 от 28 сентября 2012г., распоряжением N 2597 от 14 августа 2012г., другими
2
доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях ЗАО "Завод АНКЕР" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии в действиях ЗАО "Завод АНКЕР" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Завод АНКЕР" является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке, генеральным директором общества с 26 июня 2009г. назначен Кочелаевский В.А. (л.д. 12-13, 16).
На основании распоряжения заместителя начальника ОНД N3 по пожарному надзору N 2597 от 14 августа 2012г. государственным инспектором отдела надзорной деятельности N 3 в отношении ЗАО "Завод АНКЕР" 28 сентября 2012г. проведена плановая выездная проверка выполнения требований законодательства РФ в области гражданской обороны (л.д. 10).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, в котором изложены выявленные нарушения:
1. не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (абз.5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998г., п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003г., Постановление Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000г.);
2. не создана и не поддерживается в состоянии постоянной готовности локальная система оповещения, а именно: отсутствуют приказ руководителя о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию, план мероприятий по созданию (реконструкции) локальной системы оповещения, акт приемки локальной системы оповещения, паспорт локальной системы оповещения потенциально опасного объекта, техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения, проект на создание локальной системы оповещения (абз.4 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998г., п. 8 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007г., Постановление Правительства РФ N 178 от 01 марта 1993г., Распоряжение Правительства РФ N 1544-р от 25 октября 2003г., пп.16.2 п. 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008г. - зарегистрированного в Минюсте
3
РФ 26 ноября 2008г. N 12740);
3. отсутствует планирование и осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки, а именно: не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, не разработан план осуществления комплексной маскировки объектов, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения, не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке, не проводятся инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков объектов, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (п. 11 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007г., пп.16.4 п. 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008г. -зарегистрированного в Минюсте РФ 26 ноября 2008г. N 12740);
4. работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (абз.4 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998г., пп.16.4 п. 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008г. -зарегистрированного в Минюсте РФ 26 ноября 2008г. N 12740, абз.4 п.8 и абз.4 п.4 раздела II Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г. -зарегистрированного в Минюсте 19 января 2006г. N 7384, Приказ МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003г. - зарегистрированный в Минюсте 29 июля 2003г. N 4934);
5. работники организации не обеспечены дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности (п.9 раздела II Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г. - зарегистрированного в Минюсте от 19 января 2006г. N 7384);
6. работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников (п.9 раздела II Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г. - зарегистрированного в Минюсте от 19 января 2006г. N 7384);
7. отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты (п.2.10.9 раздела II Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003г. - зарегистрированного в Минюсте 29 июля 2003г. N 4934, раздел VI-VIII Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г. - зарегистрированного в Минюсте 19 января 2006г. N 7384);
8. нештатные аварийно-спасательные формирования не обеспечены необходимым имуществом и оборудованием. Отсутствует табель оснащенности нештатных аварийно-спасательных формирований (Федеральный закон N 151 от 22 августа 1995г., Приказ МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005г. - зарегистрированный в Минюсте РФ 19 января 2006г. N 7383);
9. защитное сооружение гражданской обороны (убежище) инв. N 74/0102-28 (далее по тексту ЗС ГО) не готово к приему укрываемых (ст.9 Федерального закона N 28 от 12 февраля 1998г., Постановление Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999г., Приказ МЧС РФ N 583 от 15 декабря 2002г. -зарегистрированный в Минюсте 21 сентября 2005г. N 7032).
10. не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета ЗС ГО, содержание
4
помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 главы I Приказа МЧС РФ N 583 от 15 декабря 2002г. - зарегистрированного в Минюсте РФ 25 марта 2003г. N 4317).
11. не создана группа для обслуживания ЗС ГО в мирное время. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы по обслуживанию сооружений из расчета одна группа на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п. 1.4 главы I Приказа МЧС РФ N 583 от 15 декабря 2002г. -зарегистрированного в Минюсте РФ 25 марта 2003г. N 4317);
12. помещения ЗС ГО частично подтоплены и сырые (п. 3.2.7 главы III Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2012г. N 583 - зарегистрированного в Минюсте РФ 15 декабря 2002г. N 4317);
13. инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (п. 3.2.11 главы III Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2012г. N 583 - зарегистрированного в Минюсте РФ 15 декабря 2002г. N 4317);
14. системы водоснабжения и канализации ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии (раздел 4.5 главы IV Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2012г. N 583 - зарегистрированного в Минюсте РФ 15 декабря 2002г. N 583);
15. отсутствует план проведения технического обслуживания и ремонта технических систем и строительных конструкций ЗС ГО (раздел 5.1 и 5.2 главы V Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2012г. N 583 - зарегистрированного в Минюсте РФ 15 декабря 2002г. N 4317);
16. отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Постановление Правительства РФ N 359 от 23 апреля 1994г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ЗАО "Завод АНКЕР" не были выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Обязанности должностных и юридических лиц в области гражданской обороны, предусмотрены Федеральным законом от 12 февраля 1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон N 28-ФЗ).
В ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ установлены полномочия организации в области гражданской обороны. Организации в пределах своих
5
полномочий:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Материалами дела установлено, что ЗАО "Завод АНКЕР" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16 мая 2001г. принадлежит нежилое помещение (административно-бытовой корпус с подземным переходом), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. **** (л.д. 126).
В силу требований п.З Постановления Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999г. "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" убежища создаются для защиты работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.
Из списка убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Челябинской области, следует, что у ЗАО "Завод АНКЕР" находится убежище гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ****, номер убежища в реестре имущества РФ П13740000680 (л.д. 20-21).
Согласно выписке из технического паспорта на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ****, ЗАО "Завод АНКЕР" эксплуатирует подвал, назначение помещений-спецпомещения, которые и являются защитным сооружением (л.д. 110-125).
Согласно инструкции МЧС РФ N 1-38-4 от 18 октября 1996г., Госкомимущества РФ N АР-13/7746 от 05 ноября 1996г. "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" с учета организаций могут быть списаны защитные сооружения, пришедшие в негодность или утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий. При этом защитное сооружение подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно
6
не может быть использовано для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям.
В соответствии с п.п.1 и 2 Положения о порядке пользования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (утв. Постановлением Правительства РФ N 359 от 23 апреля 1994г.) в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранения и пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки ЗАО "Завод АНКЕР" не представлено документов, подтверждающих передачу объектов гражданской обороны правопреемнику, а также списания с баланса ЗАО "Завод АНКЕР" защитного сооружения гражданской обороны.
Таким образом, на территории ЗАО "Завод АНКЕР" расположено защитное сооружение гражданской обороны. Подвал, который оборудован как защитное сооружение, находится в здании, приватизированном предприятием, является его неотъемлемой частью, в отношении которой ЗАО "Завод АНКЕР" обязано выполнять свои обязанности, связанные с эксплуатацией защитного сооружения.
Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанным с обеспечением световой и других видов маскировки, является, в том числе определение перечня объектов, подлежащих маскировке, что закреплено в п. 11 Положения о гражданской обороне в РФ (утв. Постановлением Правительства N 804 от 26 ноября 2007г.).
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ N 1149 от 03 октября 1998г. "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
На основании перечня территория Челябинского городского округа отнесена к группе по гражданской обороне. В перечне указано, что ЗАО "Завод АНКЕР" находится на территории Челябинского городского округа, в связи с чем общество обязано осуществлять мероприятия по световой и другим видам маскировки.
В соответствии с п.4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005г.) (далее Положение) организации обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
7
В п.8 Положения установлено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты в том числе и для работников организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения).
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40%) от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, данное правило предусмотрено п.9 Положения.
Согласно свидетельству о регистрации от 11 марта 2010г. ЗАО "Завод АНКЕР", расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. ****, эксплуатирует опасные производственные объекты, а именно, площадка производства металлоконструкции (per. N А56-00458-001), система газопотребления предприятия (per. N А56-0045 8-002).
К потенциально опасным объектам и опасным производственным объектам предъявляются одни и те же требования в области гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Завод АНКЕР" эксплуатирует взрывопожароопасные объекты, на которых используются вещества (горючие газы, нефтепродукты), способные образовать взрывоопасные смеси.
В связи с чем довод жалобы о том, что ЗАО "Завод АНКЕР" не обязано обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, несостоятелен.
На основании изложенного, ЗАО "Завод АНКЕР" обязано выполнять предусмотренные законодательством обязанности в области правил гражданской обороны. Вывод мирового судьи о наличии в действиях ЗАО "Завод АНКЕР" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Доводы о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверялись судьей районного суда, обосновано отвергнуты.
Утверждение в жалобе о том, что Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. Приказом МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008г.) распространяется только на муниципальные образования (организации), основаны на неправильном толковании. Как следует из п. 1 данного Положения, оно разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и соответствующими подзаконными актами и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях. Федеральный закон
8
N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Соответственно указанное выше Положение распространяется и в отношении юридических лиц.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ЗАО "Завод АНКЕР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Вместе с тем подлежит исключению из постановления мирового судьи указание на то, что в ЗАО "Завод АНКЕР" не создана и не поддерживается в состоянии постоянной готовности локальная система оповещения.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе создают и поддерживают в состоянии готовности к использованию локальные системы оповещения.
В п.2 Распоряжения Правительства РФ N 1544-р от 25 октября 2003г. указано, что на федеральные органы исполнительной власти и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, возложена обязанность по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, установленном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
В соответствии с п. 1 Постановления N 178 от 01 марта 1993г. под потенциально опасными объектами понимаются ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения.
Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обязаны обеспечивать, начиная с 1993 года:
включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;
проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).
Как следует из материалов дела, в ведении ЗАО "Завод АНКЕР" не находятся потенциально опасные объекты, указанные в п.1 Постановления Правительства РФ N 178от 01 марта 1993г., в связи с чем у общества отсутствует обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности локальной системы оповещения населения.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей при
9
рассмотрении жалобы, решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2013г. также подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Курчатовского района г. Челябинска от 26 ноября 2012г. и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Завод АНКЕР" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ЗАО "Завод АНКЕР" следующего нарушения: не создана и не поддерживается в состоянии постоянной готовности локальная система оповещения.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя ЗАО "Завод АНКЕР" Кочелаевского В.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.