Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Силаевой А.В., Скрябиной С.В. при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 05 марта 2013 года по иску Пастуховой И.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области о назначении досрочной трудовой пенсии.
Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, заслушав представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области - Романвдкову Е.Е., поддержавшую доводы жалобы, истца Пастухову И.Г., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пастухова И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области (далее - ГУ УПФР в г. Озерске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 22 ноября 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением ГУ УПФР в г. Озерске от 30 ноября 2012 года ей необоснованно было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом в специальный стаж истца не были включены периоды ее работы с 03 августа 1992 года по 31 марта 1996 года в должности **** , с 08 апреля 1996 года по 21 августа 1996 года в должности ****.
1
Представители ответчика ГУ УПФР в г. Озерске исковые требования не признали, указали на отсутствие данных, подтверждающих работу истицы в общеобразовательном учреждении в спорные периоды.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. За Пастуховой И.Г. признано право на зачет в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 03 августа 1992 года по 31 мая 1993 года, с 01 сентября 1993 года по 31 мая 1994 года, с 01 сентября 1994 года по 30 июля 1995 года в должности **** (Товарищество с ограниченной ответственностью), с 08 апреля 1996 года по 21 августа 1996 года в должности ****. На ГУ УПФР в г. Озерске возложена обязанность по назначению Пастуховой И.Г. досрочной трудовой пенсии по старости с 22 ноября 2012 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Озерске просит решение суда отменить. Полагает, что тип и вид учреждений, в которых истец осуществляла трудовую деятельность, не соответствуют Списку, утвержденному Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781. Указывает, что истцом не были представлены документы, подтверждающие лицензирование деятельности учреждений и прохождение ими аттестации.
Третье лицо Управление образования Озерского городского округа Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещено, его представитель в судебном заседании участия не принял, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела 22 ноября 2012 года Пастухова И.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
2
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 11 756 от 30 ноября 2012 года в назначении пенсии Пастуховой И.Г. отказано из-за недостаточной продолжительности специального стажа, из которого исключены периоды работы с 03 августа 1992 года по 31 марта 1996 года в должности ****, с 08 апреля 1996 года по 21 августа 1996 года в должности ****. В специальный стаж зачтен период продолжительностью 22 года 00 месяцев 10 дней (л.д. 23-28).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Поскольку истица в исключенные из специального стажа периоды осуществляла педагогическую деятельность в частной общеобразовательной школе, эти периоды подлежат зачету в ее специальный стаж.
Однако такой вывод судом сделан с существенным нарушением норм материального права.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Названным Списком, также как и ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, предусмотрено право на включение в
3
специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности для директора и учителя общеобразовательных школ всех наименований.
Между тем, согласно ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (Объединений).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Тогда как, суд не учел, что **** в которой истица работала с 03 августа 1992 года по 31 марта 1996 года в должности ****, ****, учреждением не являлась, была зарегистрирована постановлением администрации г. Челябинска- 45 и в соответствии с Уставом действовала, как товарищество с ограниченной ответственностью (л.д. 56, 58-69), учредителем которого являлась Пастухова И.Г. При этом школа была создана не для реализации общеобразовательных программ, а с целью предоставления педагогических услуг в области образования и воспитания.
Суд оставил без внимания, что ****, в которой Пастухова И.Г. работала с 08 апреля 1996 года по 21 августа 1996 года в
4
**** не относилась в общеобразовательным учреждениям, предусмотренным Списком, поскольку в соответствии с Уставом (л.д. 45-55) была создана не целью предоставления общеобразовательных программ, а с целью предоставления альтернативных педагогических услуг в области образования и воспитания.
Тогда как в соответствии с п. 1 Типового положения об образовательном учреждении от 31.08.1994 N 1008, действовавшего в период работы Пастуховой И.Г., государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
При этом, фактическое обучение в эти периоды в указанных школах детей и принятие их в общеобразовательные школы после ликвидации не влечет зачет данных периодов в специальный стаж истицы.
В силу ст. 33 Закона РФ "Об образовании", в редакции, действующей на момент работы истицы, право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.
Тогда как, доказательств наличия у школ, в которых работала Пастухова И.Г., указанного разрешения (лицензии), влекущего возникновение права на льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, в том числе и по пенсионному обеспечению, истицей, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено. Имеющиеся в материалах дела сведения (л.д. 141) об отсутствии данного разрешения (лицензии) не опровергнуты.
Также Пастуховой И.Г. не представлено доказательств осуществления лично ею педагогической деятельности в указанные периоды на уровне реализуемых образовательных программ, в материалы дела не представлено тарификационных списков, сведений о проведении ею уроков. В личных делах учащихся, принятых из школ, в которых работала истица в другие общеобразовательные школы, отсутствуют не только сведения об их успеваемости, но и сведения о предметах, по которым ими пройдено обучение, что подтверждается личными делами учащихся К.Д., Г.С., Г.С., С.А., К.Ю., Б.А., Д.С.,
5
Л.А., Г.М., С.И., З.Е., З.А., М.Я., Т.И..
Кроме того, право на досрочное назначение пенсии по старости зависит не только от наименования должности и наименования учреждения, но и от характера работы, интенсивности труда и ответственности за результаты своей деятельности,
Деятельность учредителей товариществ с ограниченной ответственностью по оказанию образовательных услуг и работников негосударственных учреждений, оказывающих альтернативные педагогические услуги имеет существенные отличия от деятельности педагогических работников общеобразовательных школ, которая обусловлена особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе осуществления образовательной деятельности.
Пунктом 25 Типового положения об образовательном учреждении от 31.08.1994 N 1008, действовавшего в период работы Пастуховой И.Г., предусмотрено, что наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Тогда как, имеющимися в материалах дела доказательствами, выполнение истицей педагогической деятельности с классами данной наполняемостью не подтверждается, сведения о количестве обучающихся в школе детей отсутствуют, из представленных Пастуховой И.Г. фотографий следует, что в школе обучалось всего 18 детей (л.д. 140).
Таким образом, оснований для включения спорных периодов работы Пастуховой И.Г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не имелось. Таким образом, на момент обращения Пастуховой И.Г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у нее отсутствовал необходимый стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 05 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
6
В удовлетворении исковых требований Пастуховой И.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.