Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной С.В.,
Аброськиной Е.А., Силаевой А.В., Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каюмов А.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области о признании решения об отказе в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности по заключению такого договора.
В обоснование иска указал, что он, работая в должности врача-уролога в МБУЗ "Аргаяшская центральная районная больница", в августе 2012 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поскольку не достиг 35-летнего возраста, прибыл в с. Аргаяш и поступил на работу в учреждение здравоохранения в 2012 году, выразил готовность заключить договор, предусматривающий его обязанность отработать в течение 5 лет в лечебном учреждении, расположенном в сельской местности. Однако письмом Министерства здравоохранения Челябинской области от 28 августа 2012 года N01/4760 в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты ему было отказано, с чем он не согласен, считает отказ незаконным.
В судебном заседании истец Каюмов A.M. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Целищева Э.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указала, что в соответствии с представленными для выплаты документами было установлено, что Каюмов A.M. работал в МБУЗ "Аргаяшская центральная
районная больница" с 2010 года, но 6 июня 2012 года был уволен по собственному желанию, затем переехал в Кыргызскую республику, где трудоустроился в одной из больниц, но спустя 2 недели уволился по собственному желанию и 30 июля 2012 года вновь был принят на работу в МБУЗ "Аргаяшская центральная районная больница" врачом-урологом. При этом в своей объяснительной записке представил недостоверные данные о дате смерти ребенка, в связи с чем не прослеживается связь увольнения из МБУЗ "Аргаяшская центральная районная больница" и отъезда в Кыргызскую республику для трудоустройства. Предоставление недостоверных данных является основанием для отказа в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты. Увольнение в июне 2012 года и возвращение на прежнее место работы не соответствует характеристике, указанной в Положении о порядке заключения договора с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2012 году и противоречит требованиям Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Представитель третьего лица, МБУЗ "Аргаяшская центральная районная больница", Муфазалов Ш.Н. исковые требования Каюмова A.M. поддержал.
Решением суда требования истца были удовлетворены: отказ Министерства здравоохранения Челябинской области в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты был признан незаконным. На него была возложена обязанность заключить с Каюмовым A.M. договор на получение единовременной компенсационной выплаты.
Ответчик в апелляционной жалобе требует отмены судебного решения, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывая, что медицинские работники, уволившиеся в 2011-2012 годах по собственной инициативе, а затем через определенное время возвратившиеся на прежнее место работы, являются прибывшими на работу в сельский населенный пункт ранее 2011-2012 гг., поэтому не имеют права на получение единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав пояснения представителя ответчика Целищеву Э.А., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, истца Каюмова A.M. и представителя третьего лица Муфазалова Ш.Н., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято
при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение по настоящему делу не отвечает вышеназванным положениям гражданского процессуального законодательства РФ.
В частности, суд вынес решение при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, что в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что Каюмов A.M. в период с 21 апреля 2010 года по 6 июня 2012 года работал врачом-урологом в МУЗ "Аргаяшская Центральная районная больница Челябинской области", откуда уволен по собственному желанию. С 3 июля по 19 июля 2012 г. истец работал на врачом-урологом приемного отделения в Территориальной номерной больнице N 1 Карасуйского района, откуда также был уволен по собственному желанию. 30 июля 2012 года Каюмов A.M. вновь был принят на работу врачом-урологом в МУЗ "Аргаяшская Центральная районная больница" (л.д. 15-21).
16 августа 2012 года истец обратился в Министерство здравоохранения Челябинской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, приложив необходимые документы (л.д. 35).
Письмом от 28 августа 2012 года N01/4760 ответчик отказал в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в связи с тем, что увольнение истца с работы на период с 06 июня по 30 июля 2012 года и возвращение его на прежнее место работы не соответствует характеристике, указанной в пункте 2 Положения о порядке заключения договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2012 году, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 25 января 2012 года N 6-П, и в нарушение требований закона предоставлены недостоверные данные о смерти ребенка, в связи с чем не прослеживается связь увольнения из МУЗ "Аргаяшская центральная районная больница" и отъезда в Кыргызскую Республику для трудоустройства в Территориальную номерную больницу Карасуйского района (л.д. 25).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Каюмова A.M. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец соответствует условиям, которым должен отвечать медицинский работник, претендующий на заключение договора на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренным пунктом 2 названного Положения: 35-летнего возраста не достиг, прибыл на работу в сельский населенный пункт - с. Аргаяш в июле 2012 года из другого населенного пункта - г. Ош, Республики Кыргызстан.
Вместе с тем вывод суда о прибытии истца на работу в с. Аргаяш из другого населенного пункта (г. Ош, Республики Кыргызстан) в 2012 году какими-либо доказательствами, помимо пояснений самого истца, не подтвержден.
В нарушение требований статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом суду не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он в 2012 году после прекращения трудового договора с МУЗ "Аргаяшская центральная районная больница" убыл на постоянное место жительства в другую местность.
Запись о работе истца в течение 17 дней в одной из больниц Республики Кыргызстан, содержащаяся в его трудовой книжке, не свидетельствует о факте убытия на постоянное место жительства в другой населенный пункт, а запись о приеме на прежнюю работу в МУЗ "Аргаяшская центральная районная больница" не свидетельствует о его прибытии на постоянное место жительства из другого населенного пункта в с. Аргаяш.
Согласно представленной копии паспорта (л.д. 10) истец 7 октября
2011 года был зарегистрирован в с. Аргаяш. Уезжая в Кыргызскую республику на постоянное место жительства, истец не был снят с регистрационного учета. Указанное обстоятельство Каюмовым A.M. не отрицалось.
Частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (действующей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один
миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Постановлением Правительства Челябинской области от 25 января 2012 года N 6-П "О заключении договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2012 году" определен порядок заключения договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной статьей 51 вышеназванного Закона.
При этом пункт 2 Положения предусматривает те же условия, каким должен соответствовать медицинский работник, претендующий на получение такой выплаты.
Учитывая, что доказательств прибытия в 2012 году в с. Аргяш Челябинской области на постоянное место жительства, как и факт убытия, истец не представил, тем самым отказ Министерства здравоохранения Челябинской области в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты являлся правомерным, основанным на пункте 5 Положения, предусматривающем отказ в заключении такого договора в случае несоответствия медицинского работника характеристикам, указанным в пункте 2 Положения.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 февраля 2013 года об удовлетворении исковых требований Каюмова А.М. отменить.
Принять новое решение.
Отказать Каюмову А.М. в удовлетворении исковых требований о признании решения Министерства здравоохранения Челябинской области об отказе в заключении договора на получение компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности по заключению договора на получение компенсационной выплаты.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.