Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Метелёвой Г.Н.
судей Давыдовой Т.И., Силаевой А.В.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела 28 мая 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Климова М.Б. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 12 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов М.Б. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД РФ по Челябинской области (далее - ГУ МВД РФ по Челябинской области), Федеральному государственному казенному учреждению "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее -ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области") о зачете периода службы с 08.05.1987 г. по 24.05.1989 г. в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях из расчета 1 день за 2 дня (л.д. 3)
В обоснование исковых требований истец указал, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В период с 08.05.1987 года по 24.05.1989 года он проходил срочную военную службу по призыву в в/ч 222584, которая дислоцировалась в г. Магадан, относящемуся к отдаленной местности. Полагает, что названный период подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 1 день за 2 дня. При включении данного периода в выслугу лет в льготном исчислении выслуга лет у него составит более 20 лет, что повлияет на размер его пенсии.
В судебное заседание истец не явился, извещен, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д.26,28).
Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области -
Пашнин А.В. исковые требования не признал.
Представитель ответчика ФГКУ "3 ОФПС по Челябинской области" в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.31).
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву несогласия с ним. В жалобе приводит доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание судебной коллегии стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела (л.д.47-50), не явились, в связи с чем на основании ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, истец Климов М.Б. в период с 14.06.1995 г. по 17.08.2012 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе, уволен по п. "б" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
С 18.08.2012 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет, выслуга для назначения пенсии составила 20 лет 06 месяца 17 дней (л.д.23).
В период с 08.05.1987 г. по 24.05.1989 г. истец проходил срочную службу в качестве рядового в войсковой части 22584, которая дислоцировалась в г. Магадан (л.д.4, 5 оборот). Указанный период зачтен в его выслугу для назначения пенсии в календарном исчислении.
Назначение сотрудникам органов внутренних дел производится в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу) осуществляется в
i г
3
соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.З ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, льготное исчисление военной службы по призыву один день военной службы за два дня работы предусмотрено лишь в случае назначения гражданину трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку истцу назначена пенсия за выслугу лет по нормам Закона N 4468-1, оснований для льготного исчисления времени нахождения истца на военной службе по призыву - один день службы за два дня работы не имеется.
В силу пункта "а" ч. 1 п. ст. 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с п. "а" чЛ Закона N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 18 Закона N 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона.
Между тем военнослужащие, проходившие военную службу по призыву (действительную срочную военную службу), в ст. 1 Закона N 4468-1, не указаны.
4
В силу ч.З ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" - далее Постановление N 941.
Пунктом 5 Постановления N 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, независимо от места службы.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба засчитывается в выслугу лет в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, к которым относятся периоды выполнения задач в условиях чрезвычайного положения.
Доказательств того, что служба по призыву проходила в условиях чрезвычайного положения, истцом в материалы дела не представлено.
Постановлением N 941 определен Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях - 1 месяц службы за 2 месяца (приложение N 1), в числе которых значится Магаданская область - на территории Северо-Эвенского района, ранее входившей в состав Корякского автономного округа Камчатской области, - с 14 сентября 1945 г., на остальной территории Магаданской
5
области: для военнослужащих - с 25 июня 1949 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 17 декабря 1953 г.
То обстоятельство, что истец проходил срочную военную службу в г.Магадане в период с 08.05.1987 г. по 24.05.1989 г., не является основанием для льготного исчисления выслуги, поскольку он служил по призыву, а не по контракту.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2003 г. N 268-0, пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц.
Установление такого рода льгот лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и нарушающая право на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы Климова М.Б. о наличии права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии - один день службы за два дня, один месяц службы за два месяца основаны на неправильном толковании норм закона, судебной коллегией отклоняются во вышеизложенным мотивам.
6
Решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 12 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Климова М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.