Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной С.В.,
Аброськиной Е.А., Лутфуллоевой P.P., Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 11 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлева М.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность.
В обоснование иска указала, что 21 ноября 2012 года, полагая, что выработала необходимый специальный стаж, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. При этом в ее специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и периоды работы **** в льготном исчислении. С данным решением она не согласна.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель Шкляров Е.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Бойко О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указала, что специальный стаж истицы составляет 29 лет 18 дней, при требуемой продолжительности 30 лет. При этом в ее стаж в льготном порядке периоды работы медицинской **** включены быть не могут, так как наименование отделения
стационара не соответствует Перечню отделений хирургического профиля. Тождество анестезиологического отделения отделению анестезиологии и реанимации не установлено. В период нахождения на курсах повышения квалификации истица не осуществляла лечебную деятельность
Решением суда исковые требования Журавлевой М.Д. были удовлетворены: признано незаконным и отменено решение ответчика об отказе Журавлевой М.Д. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, на ответчика возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж истицы периоды работы **** в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении, возложена обязанность назначить пенсию с 21 ноября 2012 года.
Ответчик в апелляционной жалобе требует отмены судебного решения в связи с неправильным применением норм пенсионного законодательства, указывает на те же доводы, которые были положены им в основу возражений на заявленный иск.
Истица и представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания судом апелляционной инстанции, в суд не явились, в связи с чем в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Заслушав пояснения представителя истицы Шклярова Е.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Утвержденными Списками предусмотрен средний медицинский персонал, к которому, в частности, отнесены медицинские сестры-анестезисты. В Списке учреждений содержатся больницы всех наименований.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденными вышеназванным постановлением (пункт 5) предусмотрены периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, которые засчитываются в стаж работы в льготном порядке: лицам, работавшим в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров учреждений здравоохранения в должностях по перечню, который также утвержден этим постановлением, год работы засчитывается как год и 6 месяцев (подпункт "б"). При этом в Перечне предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц, в разделе должности - медицинские сестры-анестезисты.
По состоянию на 31 декабря 2001 года (с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" содержится правовая позиция, согласно которой при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам -анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" было предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Утвержденным Списком был предусмотрен средний медицинский персонал, к которому, в частности, отнесены медицинские сестры-анестезисты. В Списке учреждений содержались больницы, в том числе городские, городские скорой медицинской помощи, центральные.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые утверждены этим же постановлением, было предусмотрено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, утвержденному этим постановлением, один год работы засчитывался за один год и 6 месяцев при условии занятости в
соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Как установлено судом первой инстанции, 21 ноября 2012 года Журавлева М.Д. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по пподпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (л.д. 56-59).
Решением от 30 ноября 2012 года ей было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа на соответствующих видах работ. При этом в ее специальный стаж в льготном исчислении (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) не были включены периоды работы в качестве **** с 19 сентября 1994 года по 23 апреля 1995 года, с 3 мая 1995 года по 7 декабря 1996 года, с 8 декабря 1996 года по 26 апреля 1997 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, когда она являлась ****: с 12 ноября 2001 года по 7 декабря 2001 года, с 23 октября 2006 года по 17 ноября 2006 года, с 10 мая 2011 года по 02 июня 2011 года. Продолжительность специального стажа по подсчетам пенсионного органа составила 29 лет 18 дней (л.д. 7-11).
Согласно копии трудовой книжки истца, по спорным периодам внесены следующие записи: 19 сентября 1994 года зачислена на должность ****, 1 января 2000 года Городская клиническая больница скорой медицинской помощи в связи с присоединением переименована МУЗ "Городская клиническая больница N 3", 1 июля 2000 года переведена на должность **** ,6 августа 2001 года уволена. 7 августа 2001 года принята **** (л.д. 13-17).
Как следует из штатных расписаний медицинского персонала Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Челябинска (Муниципального учреждения здравоохранения Городская клиническая больница N 3), в структуре отделения анестезиологии данного медицинского учреждения предусмотрена должность "медсестра-анестезист" категории среднего медицинского персонала. Впоследствии наименование указанной должности включено в состав отделения анестезиологии-реанимации. При этом в составе этого отделения предусматривались врачи-анестезиологи-реаниматологи (л.д. 23-31).
Проанализировав представленные доказательства, в том числе
должностные инструкции медицинской сестры-анестезиста анестезиологического отделения и медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, предусматривающие аналогичные по характеру и специфике деятельности трудовые обязанности (л.д. 33-34), Положение об отделении анестезиологии и реанимации МУЗ ГКБ N 3 (л.д. 35-37), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что задачи и функции фактически выполняемой истцом работы в должности **** указанного учреждения здравоохранения соответствует характеру трудовой деятельности в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, и обоснованно учел указанные особенности работы Журавлевой М.Д. в качестве особых условий, влияющих на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку в оспариваемые периоды Журавлева М.Д. действительно выполняла функции **** структурного подразделения учреждения здравоохранения, и данный вид работ по своему характеру, специфике, условиям труда, профессиональным обязанностям является тождественным деятельности в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, замещение которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном порядке.
Суд первой инстанции учел, что направления деятельности указанных структурных подразделений данного медицинского учреждения - отделения анестезиологии и отделения реанимации-анестезиологии являются идентичными, связанными с выполнением общих целей и задач.
При таких обстоятельствах само по себе номенклатурное наименовании структурного подразделения, в котором истица осуществляла свою трудовую деятельность, не является основанием, лишающим ее права на включение указанных периодов работы в должности медицинской сестры-анестезиста в льготном исчислении в специальный стаж.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера
и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Что касается включения периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в ее специальный стаж в календарном исчислении, то суд первой инстанции также пришел к правильному выводу об удовлетворении этих требований Журавлевой М.Д.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших в спорные периоды, правом на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации обладают лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части первая и четвертая статьи 196 Трудового кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о незаконности включения в специальный трудовой стаж Журавлевой М.Д. периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации.
Из материалов дела следует, что в период работы **** Журавлева М.Д. по распоряжению работодателя направлялась на курсы повышения квалификации по должности, в которой она работала. В подтверждение данного обстоятельства представлены копии свидетельств о повышении квалификации (л.д. 38-45).
В соответствии с действовавшим ранее законодательством в случае направления работников на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, за них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование (статья 112 Кодекса законов о труде РСФСР).
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды,
выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статья 187 Трудового кодекса РФ предусматривает, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции обоснованно включил периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку в указанные периоды за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
С учетом включения вышеперечисленных спорных периодов лечебной деятельности Журавлевой М.Д. ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" составил более 30 лет, что является достаточным для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истице трудовую пенсию с 21 ноября 2012 года.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коркино Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.