Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Мете левой Г.Н.
судей Скрябиной С.В., Аброськиной Е.А.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2013 года в зале суда в г.Челябинске дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Метелёвой Г.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гридаева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (далее - УПФР) о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений (л.д. 4-5).
В обоснование иска указала, что 02.05.2012 г. г. умер её сын Гридаев С.В., являвшийся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. По истечении шестимесячного срока со дня его смерти она получила письмо УПФР на имя умершего сына, из которого узнала о накопительной части пенсии на его лицевом счете. Считает, что установленный срок пропущен ею по уважительным причинам.
В судебном заседании Гридаева В.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель УПФР - Романова Г.В. исковые требования не признала.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что суд должен был выяснить не только причины пропуска срока, но и их уважительность, которая подтверждена не была.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не
2
сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02.05.2012 г. года умер сын Гридаевой В.Н. - Гридаев С.В., который был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, накопительная часть пенсии не была ему назначена, поскольку он не достиг пенсионного возраста, при жизни он не подавал заявления о распределении средств пенсионных накоплений и не определял лиц, имеющих право на получение указанных накоплений. Наследником первой очереди является его мать - Гридаева В.Н.
28.01.2013 г. Гридаева В.Н. обратилась в УПФР с заявлением о выплате ей накопительной части трудовой пенсии ее умершего сына, но в связи с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного для подачи заявления, заявление принято не было.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (л.д.13), свидетельством о смерти Гридаева С.В. (л.д. 14), ответом УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области (л.д. 7-8).
Принимая решение об удовлетворении иска Гридаевой В.Н., суд сослался на то, что информация о наличии средств пенсионных накоплений на лицевом счете умершего была получена ею из УПФР за один день до истечения шестимесячного срока, учитывал трагическую ситуацию в семье, вызванную смертью близкого человека, в связи с чем посчитал причину пропуска срока уважительной.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции не усматривается.
Исходя из смысла п. 12 ст. 9, п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке его родственникам, к числу которых, в том числе, относятся правопреемники первой очереди - его супруг, дети, родители.
В соответствии с положениями п.З ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111 -ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и п.9 и п. 10 Правил выплат Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года N 741, обращение правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накопления осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в любой территориальный орган Пенсионного фонда по выбору правопреемника соответствующего заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
В исключительных случаях закон при наличии уважительных причин допускает возможность восстановления пропущенного срока исковой давности (статья 205 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, причиной пропуска истицей шестимесячного срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений явилось то, что она не знала о наличии средств пенсионных накоплений, информацию из УПФР получила несвоевременно, безвременная смерть сына явилась для нее трагедией, привела к длительному расстройству.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то, что исчерпывающего перечня уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок подлежит восстановлению, действующее законодательство не содержит, право решения вопроса о наличии уважительных причин в каждом конкретном деле принадлежит суду, судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
Ссылка УПФР в жалобе на то, что истица имела возможность получить информацию о порядке и сроке обращения за получением пенсионных накоплений, не может служить достоверным доказательством того, что истица обладала данной информацией. О наличии пенсионных накоплений на счете умершего сына Гридаевой В.Н. стало известно из письма УПФР, полученного ею 01.11.2012 г., за день до истечения установленного срока, с соответствующим заявлением в УПФР она обратилась 28.01.2013 г.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не
4
усматривает. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено, не приведено таких нарушений и в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.