Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Аброськиной Е.А., Силаевой А.В.,
при секретаре Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Шамсутдинова Д.Г. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамсутдинов Д.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Челябинской области о зачете в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях из расчета 1 день за 2 дня периода прохождения военной службы по призыву с 23 ноября 1990 года по 1 декабря 1992 года.
В обоснование исковых требований указал, что проходит службу в органах внутренних дел, впоследствии при выработке соответствующего стажа правоохранительной службы будет иметь право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При этом полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" период прохождения военной службы по призыву должен быть зачтен в его выслугу лет на льготных условиях из расчета 1 день за 2 дня.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Шамсутдинов Д.Г. не явился, просил провести судебное заседание без его участия.
Представитель ответчика Пашнин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, сославшись на ошибочное толкование истцом норм закона.
Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано. При этом суд, сославшись на постановление Совета Министров -Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, которым предусмотрен
порядок исчисления выслуги лет для определения права на пенсию, указал, что военная служба по призыву подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Истец с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе требует его отмены, указывая на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела как и неверное определение юридически значимых обстоятельств.
Стороны при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Так, судом первой инстанции было установлено и подтверждено материалами дела, что с 08 сентября 1997 года по настоящее время истец проходит службу в Отделе МВД России по Пластовскому району Челябинской области. С 23 ноября 1990 года он проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ, уволен 01 декабря 1992 года по окончании срока службы. Данные обстоятельства подтверждаются справкой (л.д. 3), копией трудовой книжки, военного билета истца (л.д. 6-22).
Рассматривая заявленные требования о зачете периода прохождения военной службы по призыву на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии, суд на основании имеющихся доказательств и норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется специальным Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно статье 18 этого Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона Правительством РФ принято Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Пункт 5 данного Постановления гласит о том, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах период прохождения военной службы по призыву не может быть зачтен в выслугу лет в льготном исчислении, а подлежит зачету в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при подсчете выслуги лет ответчик должен был руководствоваться нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Вместе с тем указанная норма закона, исходя из его содержания и буквального смысла, не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел, а устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности, в стаж государственной службы государственного служащего.
Общий трудовой стаж и стаж работы по специальности имеют значение для исчисления трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью
правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ, что предусмотрено Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ".
Между тем согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
В связи с тем, что законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то в данном случае следует руководствоваться Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, которые не содержат нормы о включении в выслугу лет сотрудника органа внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 названного Постановления).
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая спор, суй правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шамсутдинова Д.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.