Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Аброськиной Е.А., Силаевой А.В.,
при секретаре Калевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Тучапской Н.С. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 6 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тучапская Н.С обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, незаконным, возложении обязанности включить в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении периоды работы медицинской сестрой гинекологического отделения МУЗ ГКБ N 3, операционной медицинской сестрой стационара областной акушерско-гинекологической больницы, старшей операционной медицинской сестрой операционно-перевязочного отделения медицинского взвода войсковой части, акушеркой отделения патологии беременности родильного дома МСЧ ЧЭМК, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации, прохождения военной службы по контракту в должности санинструктора медицинского пункта полигона Челябинского военного танкового института. Дополнительно просила возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию, так как выработала необходимый 30-летний стаж.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 19 апреля 2012 года ей незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", несмотря на то, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность, в том числе в отделениях хирургического профиля.
Истец Тучапская Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Рожкова СП., действующая на основании доверенности, иск не признала, сославшись на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов.
Представители третьего лица ГБУЗ "Областной перинатальный центр" поддержали требования истца.
[Представители третьих лиц ГБУЗ ОКБ N 3 (ранее МУЗ ГКБ N 3), МБУЗ ГКБ N 5 в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
Решением суда исковые требования Тучапской Н.С. удовлетворены частично: решение ответчика в части не включения в специальный стаж Тучапской Н.С. периодов работы в льготном исчислении медицинской сестрой гинекологического отделения МУЗ ГКБ N 3, операционной медицинской сестрой стационара областной акушерско-гинекологической больницы, акушеркой отделения патологии беременности родильного дома МСЧ ЧЭМК, в календарном исчислении периодов работы старшей операционной медицинской сестрой операционно-перевязочного отделения медицинского взвода войсковой части, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период прохождения военной службы по контракту в должности санинструктора медицинского пункта полигона Челябинского военного танкового института с 13 мая 1994 года по 31 октября 1999 года признано незаконным. На ответчика возложена обязанность включить указанные периоды в специальный стаж истицы. В удовлетворении требований включить в специальный стаж в льготном исчислении период работы старшей операционной медсестрой операционно-перевязочного отделения медицинского взвода войсковой части и в календарном исчислении период прохождения военной службы по контракту с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года и с 1 ноября 1999 года по 7 декабря 2007 года и назначить пенсию отказано. Свой отказ суд мотивировал тем, что период прохождения военной службы не может быть включен в стаж в льготном исчислении, так как законодатель не предусмотрел такой возможности. Должность "санинструктор" Списком не предусмотрена, занятость на работах дежурным фельдшером не подтверждена, период прохождения военной службы после 1 ноября 1999 года не может быть включен в специальный стаж, так как пенсионным законодательством не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода прохождения военной службы независимо от специальности.
В апелляционной жалобе истица требует его отмены в части, которой ей в удовлетворении иска было отказано, указывая на неправильное толкование судом норм пенсионного законодательства и возможность включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периода
прохождения военной службы по специальности, как в календарном, так и в льготном исчислении, так же как и периода работы на условиях трудового договора в войсковых частях по медицинской специальности.
Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, в связи с чем в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Заслушав пояснения истицы Тучапской Н.С, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ответчика Рожковой СП., считавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно частям первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что апелляционная жалоба была подана только истицей, не согласившейся с частью судебного решения, той, в удовлетворении которой ей было отказано, судебная коллегия проверяет законность судебного решения только в пределах доводов апелляционной жалобы Тучапской Н.С.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 этой же статьи Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
f
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Утвержденными Списками предусмотрен средний медицинский персонал, к которому, в частности, отнесены старшие операционные медицинские сестры, заведующие фельдшерским пунктом - фельдшеры (медицинские сестры), заведующие медицинским пунктом - медицинские сестры (фельдшеры).
В Списке учреждений содержатся госпитали всех наименований, отдельный медицинский батальон, медицинская рота.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных названным постановлением, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Пунктом 5 этих же Правил предусмотрены периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, которые засчитываются в стаж работы в льготном порядке исчисления стажа указанной работы, лицам, работавшим в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров учреждений здравоохранения в должностях по перечню, который также утвержден этим постановлением, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем предусмотрены операционные отделения, в разделе должности - операционные медицинские сестры, включая старших, а также медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
По состоянию на 31 декабря 2001 года (с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Совета Министров
/
СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" содержится правовая позиция, согласно которой при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991, года N 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" было предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Утвержденным Списком был предусмотрен средний медицинский персонал, к которому, в частности, отнесены старшие операционные медицинские сестры, фельдшеры. В Списке учреждений содержались военные госпитали, медицинские батальоны.
Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным вышеназванным постановлением, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Этими же Правилами было предусмотрено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, утвержденному : этим постановлением, один год работы засчитывался за один год и 6 месяцев при
условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня (пункт 3).
В разделе "Наименование должностей" значились старшие операционные медицинские сестры, медицинские сестры перевязочные; в разделе "Наименование структурных подразделений" - операционный блок.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 3 апреля 2012 года Тучапская Н.С. обратилась в Государственное учреждение Управление ПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ответчика от 19 апреля 2012 года N 220 в удовлетворении ее заявления ей было отказано ввиду недостаточности требуемого стажа. Так, в ее специальный стаж, в том числе не были засчитаны периоды работы с 14 марта 1989 года по 03 июля 1989 года в должности старшей операционной медицинской сестры операционно-перевязочного отделения медицинского взвода войсковой части N 48361, с 16 апреля 1992 года по 13 декабря 2007 года в должности санинструктора медицинского пункта полигона Челябинского танкового института. Продолжительность специального трудового стажа Тучапской Н.С. по подсчету ответчика составила 11 лет 04 месяца 07 дней.
Включая в специальный стаж истицы в календарном исчислении (аше в льготном, как того требовала Тучапская Н.С), периода работы с 14 марта 1989 года по 03 июля 1989 года суд, сославшись на постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", указал, что за периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, при этом права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не установил.
Вместе с тем суд не учел, что в указанный спорный период истица не проходила военную службу, а, как это следует из записей, содержащихся в ее трудовой книжке и архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ, работала в войсковой части на условиях трудового договора (л.д. 19-23, 65, том 1).
При этом войсковая часть 48361 являлась отдельным медико-санитарным батальоном - лечебным учреждением Министерства обороны, в
котором проходили стационарное и амбулаторное лечение военнослужащие и члены их семей.
Учитывая спорный период с 14 марта 1989 года по 03 июля 1989 года, пенсионное законодательство, действующее в это время, наименование должности истицы, наименование отделения хирургического профиля (операционно-перевязочное), судебная коллегия приходит к выводу о возможности включения в специальный стаж Тучапской Н.С. в льготном исчислении, когда 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев, указанного периода.
При этом доводы ответчика, нашедшие отражение в письменных возражениях на апелляционную жалобу истицы, о том, что наименование отделения (операционно-перевязочное) не предусмотрено перечнем хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащимся в Положении об оплате труда работников здравоохранения в Российской Федерации, утвержденном приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, не могут быть приняты во внимание, поскольку трудовая деятельность истицы в спорный период проистекала не в учреждении, подведомственном Министерству здравоохранения РФ, а в войсковой части, относящейся к Министерству обороны РФ.
В связи с тем, что в самом наименовании отделения (операционно-перевязочное) содержится ссылка на функции и цели отделения, наименование должности "старшая операционная медицинская сестра" тоже свидетельствует об участии ее в проводимых операциях, включение периода работы истицы в льготном исчислении в ее специальный стаж требованиям пенсионного законодательства, действующего во время спорного периода, противоречить не будет.
Включая в специальный стаж истицы в календарном исчислении период работы с 13 мая 1994 года по 31 октября 1999 года, когда Тучапская Н.С. работала в должности санинструктора медицинского пункта полигона Челябинского танкового института, суд исходил из приказов начальника Челябинского высшего танкового командного училища о выполнении контрольных упражнений на танкодроме училища в период с 1994 года по 2007 год, где имеются упоминания об истице, как о дежурном фельдшере. Отказывая в иске о включении в специальный стаж периода с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года суд пришел к выводу о том, что соответствующих доказательств, свидетельствующих о том, что Тучапская Н.С. в это время выполняла обязанности фельдшера суду не представлено. 1.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140, санитарный инструктор медицинского пункта и фельдшер медицинского пункта - равнозначные должности. Их служебные обязанности были закреплены в пунктах 313 и 314 названного Устава, по сути, сводятся к обязанностям среднего медицинского персонала.
Таким образом, в соответствии с требованиями постановления Сйрета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 период прохождения военной службы истицы в должности санитарного инструктора медицинского пункта полигона Челябинского танкового института (Челябинского высшего танкового командного училища) подлежит включению в ее специальный стаж в календарном исчислении.
Что касается периода прохождения военной службы истицы с 1 ноября 1999 года по 7 декабря 2007 года, то, как правильно указал суд первой инстанции, период прохождения военной службы после 1 ноября 1999 года не может быть засчитан в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения, так как в постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж работникам учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Тучапской Н.С. заслуживают внимания: решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа во включении в специальный стаж истицы в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 14 марта 1989 года по 3 июля 1989 года и в календарном порядке периода работы с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года, с вынесением нового решения об удовлетворении ее требований.
Учитывая, что при сложении определенного ответчиком специального стажа (11 лет 4 месяца 7 дней) с включенными судом первой инстанции периодами, которые сторонами не оспорены, и с периодами в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев с 14 марта 1989 года по 3 июля 1989 года и в календарном порядке с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года, продолжительность специального стажа Тучапской Н.С. составит менее 30 лет (23 года 4 месяца 23 дня), права на досрочное назначение трудовой пенсии у нее не возникает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 6 марта 2013 года в части отказа во включении в специальный стаж Тучапской Н.С. в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 14 марта 1989 года по 3 июля 1989 года и в календарном порядке периода работы с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года отменить.
Принять в этой части новое решение.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска обязанность включить в специальный стаж Тучапской Н.С. в льготном
/
исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы с 14 марта 1989 года по 3 июля 1989 года и в календарном порядке период работы с 17 апреля 1992 года по 12 мая 1994 года. I
В остальной части это же решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу Тучапской Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующи
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.