Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Аброськиной Е.А., Скрябиной С.В.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам Пшеницына С.А., Федерального казенного учреждения ИК - 21 г. Касли, ГУФСИН России по Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 23 января 2013 года по иску Пшеницына С.А. к ФКУ ИК - 21 г. Касли, ГУФСИН России по Челябинской области, о признании незаконным отказа в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Пшеницына С.А., представителей ответчика ГУФСИН Головкина А.Ю., Лебедева Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пшеницын С.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-21 г. Касли, ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов с 19 мая 1987 года по 05 мая 1989 года, с 09 декабря 2000 года по 10 июня 2003 года, с 10 июня 2003 года по 20 марта 2009 года.
В обоснование требований истец указал, что в период с 19 мая 1987 года по 05 мая 1989 года проходил службу в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера, в периоды с 09 декабря 2000 года по 10 июня 2003 года, с 10 июня 2003 года по 20 марта 2009 года служил в органах исполнительной системы, где состоял в составе Совета воспитателей отрядов и непосредственно контактировал с туберкулезными больными, имеющими 1 и 2 группы диспансерного учета, с ВИЧ-инфицированными, однако указанные периоды незаконно не были зачтены в выслугу лет Пшеницына С.А. в льготном исчислении, чем нарушены его пенсионные права.
2
В судебном заседании истец Пшеницын С.А., его представитель адвокат Кремешкова С.А. заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчиков ФКУ ИК - 21 г.Касли, ГУФСИН России по Челябинской области, возражали на удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что включение в выслугу лет для назначения пенсии периода срочной службы истца в льготном порядке законом не предусмотрено. Период службы в ФКУ ИК - 21 в составе Совета воспитателей отрядов не подлежит включению в выслугу лет в льготном порядке, поскольку это не предусмотрено соответствующими нормативными актами.
Суд постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Включил в выслугу лет для назначения пенсии Пшеницыну С.А. период прохождения срочной военной службы с мая 1987 года по май 1989 года, из расчета один месяц службы за два месяца, с 20 марта 2009 года и взыскал с ответчиков в пользу Пшеницына С.А. **** рублей в возмещение государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, **** рублей в качестве компенсации расходов на оплату услуг представителя с каждого.
В апелляционных жалобах ФКУ ИК-21, ГУФСИН России по Челябинской области просят решение суда отменить в части удовлетворения требований истца, указав, что законодательством не предусмотрено включение в выслугу лет истца периода его военной службы по призыву в льготном порядке. Кроме того, судебные расходы взысканы непропорционально удовлетворенным требованиям, при этом судом не учтено, что ответчик является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины.
В апелляционной жалобе Пшеницын С.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указав, что судом необоснованно не приняты во внимание представленные истцом доказательства того, что характер его работы в органах исполнительной системы предполагал постоянный контакт с туберкулезными больными, имеющими 1 и 2 группы диспансерного учета и с ВИЧ-инфицированными, что дает право на льготное исчисление выслуги лет.
Представитель ответчика ФКУ ИК-21 о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен, в суд не явился, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения
3
исковых требований подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в выслугу лет в льготном исчислении периода работы истца в ИК-21 суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанный период службы подлежит исчислению в календарном порядке, поскольку истец в указанный период проходил службу в учреждении и должностях, не предусмотренных Перечнем должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном Приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года N 233.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что характер его работы в органах исполнительной системы предполагал постоянный контакт с туберкулезными больными, имеющими 1 и 2 группы диспансерного учета и с ВИЧ-инфицированными, что дает право на льготное исчисление выслуги лет, на правильность выводов суда не влияют, поскольку включение в выслугу лет в льготном исчислении предусматривается только для периодов работы в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации, которым учреждение ИК-21 и должности, в которых работал истец, не предусмотрены.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в части включения в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы по призыву в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено льготное исчисление военной службы по призыву в Охотском районе Хабаровского края, где истец проходил срочную службу.
Однако данные выводы суда нельзя признать законными и обоснованными ввиду нарушения норм материального права.
Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, что Пшеницын С.А. проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, в период с мая 1987 года по май 1989 года, в воинском звании и должности старшего сержанта - командира отделения, в войсковой части
4
N03218, г.Охотск, Хабаровского края, что подтверждается анкетой - запросом от 07 июня 2008 года N237036 (л.д. 15).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц.
В соответствии со ст. 13 того же Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941), в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются -военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках.
Подп. "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы
5
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в стаж засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за два месяца.
Абзацем 1 пункта 5 Постановления установлено, что срочная военная служба засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При этом норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву данное постановление не содержит, выводы суда в данной части основаны на неверном толковании закона.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что поскольку истец Пшеницын С.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудника, имеющего специальное звание и на него распространяются положения указанных выше Закона и Постановления Правительства, период его военной службы по призыву не может быть зачтен в выслугу лет в льготном исчислении, а подлежит зачету в календарном исчислении.
Кроме того при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, судом не учтено, что в силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины.
При таких обстоятельствах решение суда в части включения в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы по призыву в льготном исчислении, взыскании судебных расходов нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Пшеницыну С.А. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 23 января 2013 года в части включения в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы по призыву в льготном исчислении, взыскании судебных расходов отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пшеницына С.А. отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу Пшеницына С.А. удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.