Судья Челябинского областного суда Шигапова СВ., при секретаре Куренковой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главы Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области Хасанова Р.Р. по его жалобе на решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Зайцева А.И. от 06 марта 2013 года Хасанова P.P., являющийся исполняющим обязанности главы Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области, признан виновным в совершении двух административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за каждое.
Решением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2013 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Хасанова P.P. - без удовлетворения.
В жалобе в Челябинский областной суд Хасанов P.P. просит отменить решение судьи районного суда, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судьей районного суда презумпции невиновности, указывает на отсутствие в своих действиях признаков административного правонарушения - противоправности и виновности, обязательных для привлечения лица к ответственности, считает, что суд не учел юридически значимые обстоятельства, выразившиеся в том, что администрация Норкинского сельского поселения обращалась в администрацию Аргаяшского муниципального района о выделении денежных средств на установку дорожных знаков, поскольку сельское поселение является дотационным и не имеет собственных денежных средств для данного вида работ, также полагает, что суд не учёл факт принятия мер Администрацией сельского поселения для устранения снежного наката и коллейности дорог. Находит юридически значимым обстоятельством для рассмотрения дела непродолжительный срок нахождения заявителя в
2
должности исполняющего обязанности главы Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области (1 сутки).
Заявитель - Хасанов P.P., представитель заинтересованного лица -ГИБДД Управления МВД РФ по Аргаяшскому району Челябинской области в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заявителя Сулейманов А.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав мнение представителя заявителя, изучив доводы жалобы, нахожу решение и постановление подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Разрешая дело, судья районного суда не выполнил указанные требования закона.
Из материалов дела следует, что исполняющий обязанности главы Норкинского сельского поселения Хасанов P.P., ответственный за содержание улично-дорожной сети, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно: 27 февраля 2013 года в 10 часов 00 минут на улице Школьная деревни Бажикаева вблизи МОУ Бажикаевская СОШ отсутствовал дорожный знак 5.19.1 "Пешеходный переход" (с оборотной стороной 5.19.1), имели место отслоение снега на дорожном полотне, снежный накат, гололед, дорожное полотно не обработано противогололедным материалом. Также в соответствии с актами выявленных недостатков в содержании дорог от 27 февраля 2013 года на указанном участке дороги отсутствовала дорожная разметка 1.14.1 "Зебра".
Кроме того, 27 февраля 2013 года в 10 часов 15 минут на улице Лесная деревни Старо Соболева не принял мер к устранению деформации дорожного
2
3
знака 8.2.1 "Зона действия", расположенного со стороны въезда в деревню Старо Соболева, деформации стоек дорожных знаков 1.23 "Дети" и 8.2.1 "Зона действия", расположенных со стороны улицы 40 лет Победы, допустил: отсутствие слева дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" (с оборотной стороной 5.19.1) с дорожной разметкой 1.14.1 "Зебра", отслоение снега на дорожном полотне, коллейность, снежный накат, гололед и необработку противогололедным материалом.
В соответствии со статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влекущая для должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию. Решение судьи должно быть мотивированным, а оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела об административном правонарушении не позволяют судьей областного суда сделать однозначный вывод о доказанности вины Хасанова P.P. в совершении инкриминируемого ему правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностные полномочия главы Администрации сельского поселения он исполнял с 26 февраля 2013
3
4
года, в то время как правонарушение выявлено 27 февраля 2013 года при отсутствии фактической возможности соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения в установленный период времени.
Кроме того, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица не учтено время образования препятствий в движении на указанном участке дорожного полотна, что также ставит под сомнение наличие вины Хасанова P.P. в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона РФ N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об
4
5
административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая же то обстоятельство, что срок давности привлечения Хасанова P.P. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, оснований для возвращения дела в отношении него судьей районного суда либо должностному лицу не имеется, в связи с чем, решение судьи районного суда и постановление подлежат отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых они приняты, а производство по делу об административном правонарушении полежит прекращению за истечением срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2013 года и постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Зайцева А.И. от 06 марта 2013 года в отношении исполняющего обязанности главы Норкинского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области Хасанова Р.Р. отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении Хасанова Р.Р. прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья:
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.