Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области на постановление мирового судьи судебного участка N3 Сосновского района Челябинской области от 28 октября 2012 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 января 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Сосновского района Челябинской области от 28 октября 2012 года юридическое лицо -администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему, с учетом положений п.2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 января 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено: производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения; из резолютивной части постановления мирового судьи исключено указание на применение п.2 ч.З ст. 4.4 КоАП РФ. В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N3 Сосновского района Челябинской области от 28 октября 2012 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора действующим по доверенности защитником юридического лица - администрации Кременкульского сельского поселения, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы
2
надзорной жалобы защитника, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 02 августа 2012 года по 07 августа 2012 года на основании распоряжения N 165 временно исполняющего обязанности начальника ОНД N 17 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 30 июля 2012 года, проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Кременкульского сельского поселения, расположенной по адресу: ул. ****, с. Кременкуль, Сосновский район, Челябинская область, 456501, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена исполняющим обязанности главы Кременкульского сельского поселения 31 июля 2012 года.
Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 165 от 30 июля 2012 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки установлено, что администрацией Кременкульского сельского поселения не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в области гражданской обороны.
При проведении проверки принимала участие исполняющая обязанности главы Кременкульского сельского поселения Королева Т.Ф., по результатам проверки составлен акт проверки N 165 от 07 августа 2012 года, который получен законным представителем юридического лица.
В связи с выявленными нарушениями составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, N313 и N314 соответственно, от 05 сентября 2012 года, которые направлены для рассмотрения мировому судье.
Определением мирового судьи судебного участка N3 Сосновского района Челябинской области от 25 октября 2012 года дела об административных правонарушениях предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения с учетом требований ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство (л.д. 84).
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводам о доказанности виновности администрации Кременкульского сельского
3
поселения в совершении административных правонарушений предусмотренных ч.1 ст. 20.6, ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе администрации Кременкульского сельского поселения судья районного суда, также пришел к выводам о доказанности виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, при этом прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, пп. "з"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 4.
2. Не назначено лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 7; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 12.
3. Отсутствует координационный орган единой системы РСЧС, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 7, абзац 3.
4. Отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, чем нарушены
4
положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8, абзац 1.
5. Отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст).
6. Отсутствует система оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11, абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст).
7. Отсутствует паспорт безопасности муниципального образования, что не соответствует Решению совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13.11.2003 года, протокол N 4; Приказу МЧС Российской Федерации N 484 от 25.10.2004 года.
8. Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 23.
9. Отсутствует план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год, что не соответствует Приказу МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 4.
10. Отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 года N 621.
11. Отсутствует план эвакуации, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "б"; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 9.
12. Не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "ж".
13. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "д"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20.
14. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пункт
5
5, пункт 6, пп. "в"; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 годаN 19, пункт 8.
15. Не пройдено прохождение обучения должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пп. "д", пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, пп. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 годаN 19, пункт 18-20.
16. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы, чем нарушены Постановление Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, п.п "д", пункт 4, пп. "д", пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, пп. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 27.
17. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население), чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "а"; Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003 года; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года.
18. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (неработающее население), чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "а"; Постановление Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года.
19. Не проведено командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 4.09.2003 года, пункт 8.
20. Не проведено тактико-специальное учение с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 04.09.2003 года, пункт 9.
21. Не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 04.09.2003 года, пункт 10.
22. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, чем нарушены положения Федерального закона N
6
68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "д"; Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 4, абзац 3, пункт 8, Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года.
23. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел V-X; Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года.
24. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 9.
25. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 9.
26. Не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п "а", п.п "е"; Федерального закона N 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года; Федерального закона N 151 -ФЗ от 22 августа 1995 года; Постановление Правительства РФ N 1479 от 22 ноября 1997 года.
По указанным нарушениям должностным лицом ГУ МЧС России оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие администрации Кременкульского сельского поселения, в результате которого допущены названные нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 2. Не назначено лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 7; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 12.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
7
чрезвычайных ситуаций" предусмотрено: постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне -органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне). Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации) (Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" п. 12).
Вышеуказанные положения не закрепляют обязанности по назначению лиц, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пункт 4. Отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8, абзац 1.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
8
Вместе с тем, из материалов дела и акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 3 - отсутствие координационного органа единой системы РСЧС, выявлено в результате непредставления администрацией положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного является излишним.
Пункт 9. Отсутствует план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год, что не соответствует Приказу МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 4.
В соответствии с п. 4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, указанные требования отнесены к требованиям в сфере гражданской обороны, а не в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем включение указанного нарушения в квалификацию деяния лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ является неверным и подлежит исключению.
Пункт 10. Отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 года N621.
Пунктом 10 Приказа МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской
9
Федерации" предусмотрено: соответствующие федеральные органы исполнительной власти разрабатывают Планы функциональных подсистем РСЧС и их звеньев согласно положениям об этих подсистемах. Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС входят (прилагаются) отдельным разделом в соответствующие Планы территориальных подсистем РСЧС и Планы регионов.
С учетом названных положений данный пункт включен в квалификацию деяния лица неправомерно, поскольку план по предупреждению и ликвидации разливов нефти - не включен в предмет проверки, чрезвычайные ситуации по разливу нефти не относятся к чрезвычайным ситуациям, связанным с затоплением (подтоплением).
Пункт 14. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 8.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов,
10
прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Между тем, в ходе проверки установлено отсутствие созданной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами не может быть обеспечено, следовательно вменение указанного нарушения является необоснованным и излишним.
Пункт 15. Не пройдено прохождение обучения должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пп. "д", пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, пп. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 18-20.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вмененное нарушение подлежит исключению из квалификации деяния лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку указанный пункт относится к области гражданской обороны.
Пункт 16. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы, чем
11
нарушены Постановление Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пп. "д", пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 841 от 2.11.2000 года, пункт 3, пп. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 27.
В ходе проверки установлено отсутствие созданной ЕДДС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы не может быть обеспечено, следовательно вменение указанного нарушения также является необоснованным и излишним.
Пункт 20. Не проведено тактико-специальное учение с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 04.09.2003 года, пункт 9.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено: тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
В силу пункта 3 Положения N 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Органы местного самоуправления указанные мероприятия не проводят.
Пункт 21. Не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 04.09.2003 года, пункт 10.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547, комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Органы местного самоуправления указанные мероприятия также не проводят.
Пункт 22. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, чем нарушены положения Федерального закона N
12
68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "д"; Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 4, абзац 3, пункт 8, Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года.
Пункт 23. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел V-X; Приказ МЧС Российской Федерации N 285 от 27.05.2003 года.
Пункт 24. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 9.
Пункт 25. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников, чем нарушены положения Приказа МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005 года, раздел II, пункт 9.
Указанные пункты 22, 23, 24, 25 также подлежат исключению из квалификации деяния юридического лица по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, как неверно вмененные в связи со следующим.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (ред. от 19.04.2010) "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (разделы 5-10), обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также освежение таких средств осуществляется органами местного самоуправления -работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ
13
зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с п. 6 Положения об организации обеспечения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
В соответствии с нормами указанными ГУ МЧС - Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (п. 9 раздела 2), для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения (указанных в п. 17) также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Между тем, Кременкульское сельское поселение не относится к территориям, поименованным в п. 6 и 7 Приказа N993.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 2, 4, 9, 10, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 25 протокола N 313 от 05 сентября 2012 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Факт иных допущенных нарушений, предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность администрации Кременкульского сельского поселения в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N313 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 05.09.2012 года; актом проверки N165 от 07.08.2012 года и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Уведомление направлено в адрес главы Кременкульского сельского поселения заказным письмом
14
27.08.2012 года; для составления протокола и иных материалов дела законный представитель юридического лица в отдел надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой законного представителя протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес администрации Кременкульского сельского поселения в установленном законом порядке.
Всем представленным в материалы дела доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях администрации Кременкульского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в постановлении указано какие именно нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций допущены администрацией Кременкульского сельского поселения.
Установленные неисполнение обязанностей и нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на момент проверки администрации Кременкульского сельского поселения не оспаривались, заявителем не опровергнуты.
В силу требований действующего законодательства на администрацию Кременкульского сельского поселения возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Кременкульского сельского поселения не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15
Доводы жалобы об отсутствии законных оснований для проведения проверки, ссылка на то, что Указ Президента РФ от 17.07.2012 года N1015 не мог являться основанием для проведения внеплановой выездной проверки, несостоятельны и связаны с ошибочным толкованием норм права.
В силу положений п.З ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела в качестве основания для проведения внеплановой проверки органами ГУ МЧС России по Челябинской области Кременкульского сельского посления в распоряжении руководителя органа государственного контроля (надзора), указывается на исполнение Указа Президента РФ от 17.07.2012 года N1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", и поручение Председателя Правительства РФ от 18.07.2012 года NДМ-П4-4073.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012 года Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ - П-4073, которым, в том числе МЧС России, поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 "О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, в том числе приказано: осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения; проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к
16
выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановлений судебные инстанции основывались на доказательствах, которые являлись предметом спора в арбитражном суде, не могут повлечь отмены состоявшихся по делу решений. В материалы дела не представлено судебных постановлений, вступивших в законную силу и имеющих преюдициальный характер, которые свидетельствуют о принятии решений об отмене акта проверки.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок. Однако, как следует из п. 2 ч. 2 ст. 20 данного Федерального закона к грубым нарушениям требований в части оснований проведения внеплановой выездной проверки относится нарушение требований, предусмотренных п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 10 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного акт внеплановой выездной проверки проведенной органом государственного надзора на основании распоряжения руководителя органа государственного надзора, изданный во исполнение Указа Президента Российской Федерации и в соответствии поручением Правительства Российской Федерации, является допустимым доказательством по делу.
Оспариваемое администрацией в арбитражном суде предписание надзорного органа в предмет рассмотрения в рамках данного дела об административном правонарушении не входит.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и
17
объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N3 Сосновского района Челябинской области от 28 октября 2012 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 января 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, чЛ ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области нарушений, изложенных в пунктах 2, 4, 9, 10, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 25 протокола N 313 от 05 сентября 2012 года, об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.