Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г. Л.,
судей: Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу Галеева Р.М. на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 марта 2013 года по гражданскому делу по иску Галеева Р.М. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главному управлению федерального казначейства по Челябинской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья в виде жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Шаеховой Р.А., действующей на основании доверенности от 16 октября 2012 года, представителя Галеева P.M. - адвоката Гадаеву О.В., действующую на основании ордера N 014266 от 04 июня 2013 года, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галеев P.M. обратился в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главному управлению федерального казначейства по Челябинской области о признании незаконным отказа Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области от 04 декабря 2012 года N 8198/СМ и отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 13 декабря 2012 года N 01- 4638 в выдаче государственного жилищного сертификата; о возложении обязанности на администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска предоставить учетное дело истца на рассмотрение государственному заказчику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153-Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - для включения истца и членов его семьи, состоящей из четырех человек, в сводный список граждан- получателей социальной
2
субсидии на приобретение жилого помещения в виде жилищного сертификата на 2013 год, в соответствии с установленным действующим законодательством нормам -по 18 кв.м. на каждого члена семьи, а всего 72 кв.м.; о возложении обязанности на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области включить истца и членов его семьи в сводный список граждан- получателей социальной субсидии на приобретение жилого помещения на 2013 год и за счет средств федерального бюджета предоставить истцу и членам его семьи субсидию на приобретение жилого помещения, в соответствие с расчетной нормой, установленной законом на семью из четырех человек в размере 72 кв.м., по 18 кв.м. на каждого члена семьи в 2013 году, выдав жилищный сертификат в порядке очередности.
В обоснование заявленных требований указал, что является добровольно выехавшим из населенного пункта Муслюмово, подвергнувшемуся загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, соответственно, имеет статус добровольно выехавшего и право на льготы и компенсации, предусмотренные для граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данная категория граждан, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и вставшая на учет до 01 января 2005 года, обеспечивается жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством РФ.
Формой обеспечения жильем граждан является предоставление субсидий на приобретение жилья. В 1998 году истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет. Является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, включен в сводный список граждан- получателей социальной выплаты, в котором по состоянию на 2011 год очередь истца была 325, с датой постановки на учет 16 июня 2004 года.
09 июня 2011 года истцу Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области направлено письмо, из содержания которого следует, что исходя из объема финансирования средств в 2011 году оформить государственный жилищный сертификат истцу не представляется возможным.
В 2012 году истец обратился в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области с заявлением о получении государственного жилищного сертификата, в выдаче которого было отказано. После получения отказа обратился в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска по вопросу выдачи государственного жилищного сертификата в 2013 году, в чем было отказано
3
по мотиву того, что истец ранее принял решение о получении разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Не согласен с оспариваемыми отказами, поскольку супруга истца, действующая в интересах несовершеннолетних, произвела отчуждение принадлежащих им на праве собственности долей в 2007 году, с момента которого прошло более пяти лет, в отчуждаемом жилом помещении (долях) супруга истца с детьми никогда не проживали. Семья истца проживает в жилом помещении общей площадью **** кв.м., нуждаются в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Галеев P.M. участия не принимал, его представитель Гадаева О.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерства по радиационной и экологической безопасности в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых возражали против заявленных требований.
Представитель Главного Управления Федерального казначейства по Челябинской области участия в рассмотрении дела не принимал.
Представитель Министерства социальных отношений по Челябинской области участия в рассмотрении дела не принимал, представил письменный отзыв.
Дело рассмотрено в отсутствие Галеевой Г.Р., Галеевой А.Р., Галеева P.P., Хабировой М.С.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 марта 2013 года Галееву P.M. отказано в удовлетворении заявленных требований полностью.
В апелляционной жалобе Галеев P.M. просит решение районного суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права, нарушением норм процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что основания для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата являются незаконными. Сделка по отчуждению долей совершена супругой в интересах детей в 2007 году, с момента которой прошло более пяти лет, семья в отчужденном жилом помещении никогда не проживала. Фактически Галеевы проживают в жилом помещении общей площадью 30,4 кв.м. вчетвером.
В действующей редакции Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не оговорен период, в котором учитываются сделки, совершенные гражданами- получателями сертификатов и членами их семей по отчуждению принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
4
Также ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В суде апелляционной инстанции Галеев P.M. участия не принимал, его представитель - адвокат Гадаева О.В. считала апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Представители ответчиков администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Шаехова Р.А. считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главного Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства социальных отношений по Челябинской области, Галеева Г.Р., Галеева А.Р., Галеев P.P., Хабирова М.С. в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Галеев P.M. имеет удостоверение серии У N 027799 от 04 февраля 1998 года выехавшего добровольно из населенного пункта Муслюмово в 1996 году подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк, сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, соответственно, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 16 июня 2004 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Тракторозаводского района г. Челябинска составом семьи 1 человек.
Галеев P.M. является собственником жилого помещения- квартиры N **** дома N **** в по ул. **** г. Челябинска, общей площадью **** кв.м., на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в
5
собственность граждан от 21 декабря 2009 года, при этом не принимавшие участие в приватизации члены семьи Галеевы А.Р., Г.Р., P.P. имеют право пользования указанным жилым помещением.
В соответствие с договором купли- продажи от 03 апреля 2007 года Кислова B.C., Высоцкая Л.С. продали, а Хабировы ДР., P.P., М.С. и Галеевы Г.Р., А.Р., P.P. купили в общую долевую собственность квартиру общей площадью **** кв.м. N **** дома N **** по ул. **** г. Челябинска. Квартира приобретена за **** рублей, оплаченных Фондом содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области.
На основании договора купли- продажи от 07 ноября 2007 года Галеева Г.Р., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, продала, а Хабирова М.С. купила вышеназванное жилое помещение (в общей сложности исходя из трех долей-
х/г доли) за 100 000 рублей, уплаченных до подписания договора.
На основании п. 7 ст. 1, ст. 10 ФЗ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", гражданам, добровольно выехавшим из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на новое место жительства, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствие с п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным выше, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствие с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года, в соответствие с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
6
установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, установленных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года.
В силу п.п. "е" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 153 от 21 марта 2006 года, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие со статьями 14-17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
В соответствие с подп. а п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина- участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети и родители гражданина- участника подпрограммы, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином- участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения, в том числе, данной категории граждан жильем, в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом ... выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствие с п. 16. указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты устанавливается в следующих размерах: для одиноко проживающего гражданина- получателя социальной выплаты- 33 кв.м., для семьи из двух человек- 42 кв.м., по 18 кв.м. на каждого члена
7
семьи при численности семьи 3 и более человека, при условии, что гражданин- получатель социальной выплаты и члены его семьи не имеют жилого помещения для постоянного проживания.
В силу п. 16.2 Правил гражданин- получатель социальной выплаты может получить государственный жилищный сертификат, не сдавая имеющееся собственное жилое помещение, однако, в таком случае размер общей жилой площади, принимаемый для расчета стоимости сертификата, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, рассчитанной по нормативам для семьи определенной численности и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. В данном случае право на получение сертификата предоставляется гражданину только в том случае, если разница в жилых площадях, принимаемая для расчета стоимости сертификата, составляет не менее 18 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер общей площади, являющейся разницей между помещением, оставленным для проживания истца и членов его семьи, отчужденного супругой истца и площади, принимаемой для расчета размера социальной выплаты, составляет менее **** кв.м.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они подтверждаются материалами дела.
Действительно, истец и члены его семьи занимают жилое помещение, общей площадью **** кв.м.
В 2007 году супруга истца, действующая в интересах несовершеннолетних детей, произвела отчуждение принадлежащих им на праве собственности долей помещение площадью 29,5 кв.м., при этом денежные средства от продажи долей, приобретенных за счет Фонда содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области, потрачены по собственному усмотрению. Разница между общей площадью жилого помещения, рассчитанного по нормативом и составившего **** кв.м. на семью из четырех человек и общей площади жилого помещения, в котором истцы проживают, а также отчужденного жилого помещения, составляет менее **** кв.м. Соответственно, основанием для оформления государственного жилищного сертификата будет являться лишь сдача жилого помещения, с учетом отчужденных долей в праве собственности, произведенной в 2007 году.
Довод жалобы о том, что права граждан, имеющих право на льготы, вставших на учет после 2005 года не могут быть нарушены по сравнению с вставшими на учет до указанной даты, правового значения в данном случае не имеет.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года N 17-П положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 2), 40, 42 и 55 (ч. 3) в той мере, в какой данные положения в
8
системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 января 2005 года, так и после этой даты.
Основным правовым механизмом реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств конкретного дела данное основание не подлежит применению, поскольку право истца, вставшего на соответствующий учет до 01 января 2005 года, никто не оспаривает.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы о том, что с момента отчуждения супругой истца долей в праве собственности прошло более пяти лет, заслуживает внимания.
Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2013 года N 133 внесены изменения в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В п. 16.2 Правил внесены изменения, в соответствие с которыми гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами- получателями сертификатов и членами их семей по отчуждению жилых помещений, учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, но не менее чем за 5 лет.
Отчуждение принадлежащей на праве собственности долей в праве на жилое помещение супругой Галеева произошло в 2007 году. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции вышеназванное постановление Правительства действовало, названное действие произошло в 2007 году, то есть по истечении пяти лет до момента предоставления жилья. При указанных обстоятельствах, признавая незаконным отказ администрации в выдаче Галееву государственного жилищного сертификата, судебная коллегия считает необходимым возложить обязанность на администрацию
9
Тракторозаводского района г. Челябинска повторно направить учетное дело на рассмотрение в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и возложить обязанность на указанное Министерство повторно рассмотреть вопрос о включении Галеева с членами семьи в сводный список граждан- получателей субсидии на приобретение жилого помещения на 2013 год.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной выше части на основании ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная
коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 марта 2013 года отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным отказ администрации Тракторозаводсткого района г. Челябинска о выдаче государственного жилищного сертификата Галееву Р.М ... Обязать администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска повторно направить учетное дело на рассмотрение в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области. Обязать Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области повторно рассмотреть вопрос о включении Галеева Р.М. и членов его семьи в составе четырех человек в сводный список граждан получателей социальной субсидии на приобретение жилого помещения на 2013 год за счет средств федерального бюджета с выдачей государственного жилищного сертификата в порядке очередности.
В остальной части требований Галееву Р.М. отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.