Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,
при секретаре: Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Бикметова Р.М.- Нигматуллиной С.М. на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года по гражданскому делу по иску Бикметова Р.М. к администрации МО "Кунашакское сельское поселение", администрации Кунашакского муниципальное района, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и его отмене, признании незаконным отказа включения в Сводный список граждан, получателей субсидии и его отмене, возложении обязанности включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в список граждан получателей субсидии,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Бикметова P.M. - Нигматуллину СМ., действующую на основании доверенности, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бикметов P.M. обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, Управлению имущественных и земельных отношение администрации Кунашакского муниципального района, администрации МО "Кунашакское сельское поселение", Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа главы АМО "Кунашакское сельское поселение", администрации Кунашакского муниципального района о включении в список граждан- получателей субсидии по Кунашакскому сельскому поселению, по Кунашакскому муниципальному району с составом семьи 1 человек; возложить обязанность на АМО "Кунашакское сельское поселение" включить истца в список граждан- получателей субсидии по Кунашакскому сельскому поселению на 2013 год, с составом семьи 1 человек; возложении обязанности на
2 J
администрацию Кунашакского муниципального района включить истца в список граждан- получателей субсидии по Кунашакскому муниципальному району на 2013 год с составом семьи 1 человек; о возложении обязанности на Министерство по радиационной и экологической безопасности включить истца в Сводный список граждан- получателей субсидии по Челябинской области на 2013 год с составом семьи 1 человек.
В последующем истец изменил заявленные требования, просил признать незаконным отказ главы АМО "Кунашакское сельское поселение" о признании истца нуждающимся в жилье, включении в список граждан-получателей субсидии по Кунашакскому сельскому поселению с составом семьи 1 человек; возложить обязанность на АМО "Кунашакское сельское поселение" включить истца в сводный список лиц, нуждающихся в жилье на 2013 год с составом семьи 1 человек.
В обоснование заявления ссылается на то, что является эвакуированным из д. Курманово Кунашакского района из территории, загрязненной радионуклидами вследствие катастрофы на ПО "Маяк", имеет соответствующее удостоверение.
Оспариваемым ответом главы сельского поселения ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, с которым не согласен, поскольку не обеспечен жильем, проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности Латыповой Л.Р. и членам ее семьи. Полагает, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жильем не обеспечен.
В судебном заседании Бикметов P.M. участия не принимал, его представитель Нигматуллина СМ. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Кунашакского района, администрации Кунашакского сельского поселения, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года Бикметову P.M. отказано в удовлетворении заявленных требований полностью.
В апелляционной жалобе представитель Бикметова P.M. -Нигматуллина СМ. просит решение районного суда отменить и вынести новое решение, указывая на необеспеченность жилой площадью. В квартире, в которой проживает истец, состав семьи 5 человек, на каждого из них приходится площади менее учетной нормы. Отказываясь от участия в приватизации жилого помещения, истец приобрел право бессрочного пользования им, однако, в жилом помещении проживать не может в связи с расторжением брака с супругой. Поскольку истец имеет статус эвакуированного, нуждается в улучшении жилищных условий,
3
соответственно, подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В суде апелляционной инстанции Бикметов P.M., представители администрации Кунашакского района, администрации Кунашакского сельского поселения, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области участия не принимали.
Представитель Бикметова P.M. - Нигматуллина СМ. поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя Бикметова P.M., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается, что Бикметов P.M. имеет статус эвакуированного из населенного пункта Курманово, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк, сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что подтверждается удостоверением Серии У N 006813.
На праве собственности жилых помещений Бикметов P.M. не имеет, зарегистрирован по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, ул. ***, также в указанном помещении зарегистрированы: Б.В.И.., бывшая супруга, брак с которой прекращен *** года, Л.Л.Р ... (дочь) и Л.А.А.., *** года рождения, К.А.А.., *** года рождения (внуки). Ответом администрации Кунашакского сельского поселения от 12 декабря 2012 года Бикметову P.M. отказано во включении истца в Сводный список граждан-получателей субсидии по Челябинской области.
4
Ответом Главы администрации Кунашакского сельского поселения от 05 марта 2013 года Бикметову P.M. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с совершением действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 ноября 2010 года, вступившим в законную силу, за Бикметовой В.И, признано право собственности в отношении жилого помещения- квартиры N ***с. Кунашак Челябинской области, общей площадью 46,7 кв.м.
Изначально данное жилое помещение предоставлено Бикметовой В.И. на основании ордера, выданного по решению совхоза "Восход" от 20 декабря 1995 года, с учетом супруга- Бикметова Р. И. сына Бикметова М..
В соответствие с договором безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 27 октября 2009 года данное жилое помещение, общей площадью 46,7 кв.м., передано в равных долях Бикметовым В.И., P.M., Л.А.А.., К.А.А ... Однако, договор не был зарегистрирован, в связи с чем последовал иск о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В настоящее время собственником жилого помещения является Л.Л.Р ... на основании договора купли- продажи от 15 апреля 2011 года.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 1, ст. 6 ФЗ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", гражданам, эвакуированным из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствие с п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 данного Закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствие с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года, в соответствие с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
: 4
установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, установленных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года.
В силу п.п. "е" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 153 от 21 марта 2006 года, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие со статьями 14-17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
В соответствие с подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина- участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети и родители гражданина- участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лиц, постоянно проживающие совместно с гражданином- участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Из материалов дела следует, что Бикметов P.M. имеет удостоверение серии У N 006813, является эвакуированным из населенного пункта Курманово в 1960 году, подвернувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в связи с чем, имеет льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствие с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых
помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствие с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются, кроме малоимущих, иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и иным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Отказывая в удовлетворении требований Бикметова P.M. о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из обеспеченностью Бикметова жилой площадью более учетной нормы.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, как противоречащими материалам дела.
В соответствие со ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Размер такой учетной нормы площади жилого помещения в Кунашакском районе составляет 9 кв.м., который утвержден решением собрания Депутатов Кунашакского района от 21 июня 2006 года N 55.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, в квартире N 1 дома N 18 по ул. Совхозной с. Кунашак зарегистрировано 5 человек, фактически проживает собственник жилого помещения, ее гражданский супруг, с которым возникли фактические брачные отношения и двое детей. Также в данном жилом помещении зарегистрированы истец и его бывшая супруга, которые в квартире не проживают.
Согласно кадастрового паспорта жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права, его общая площадь, по состоянию на 2011 год составляет 43,7 кв.м. При этом, как следует из кадастрового паспорта, ранее площадь жилого помещения была больше из-за учета площади лоджии.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что при определении нуждаемости истца в жилом помещении следовало исходить из площади жилого помещения, равного 46,7 кв.м., поскольку данная площадь определена с учетом площади лоджии* на основании технических характеристик жилого помещения, рассчитанных с учетом лоджии. На момент обращения истца с заявлением в администрацию общая площадь жилого помещения составляет 43,7 кв.м.
Администрацией Кунашакского сельского поселения Бикметову было отказано в признании, в том числе, нуждающимся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 данного Закона, т.е. гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 -1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (далее - ликвидаторы), предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года N 17-П указанные положения признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой
V
механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в соответствие с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года.
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.
Право на улучшение жилищных условий в рамках данной подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что одним из обязательных условий для участия в подпрограмме является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Соответственно, положения ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации ... " являются отсылочными и корреспондируются с положениями ЖК РФ, регламентирующими порядок и основание для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах отказ администрации в постановке Бикметова P.M. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, при условии отсутствия обеспеченности жилой площадью, исходя из учетной нормы в 9 кв.м., является незаконным: 43,7 : 5=8,74 кв.м. (собственник, двое детей, истец, бывшая супруга).
9
Кроме того, ссылка в оспариваемом ответе о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий ввиду отказа в участии в приватизации, не может быть принята во внимание, поскольку участие в приватизации является правом истца, более того, в силу положений ст. 19 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" за ним сохранено право пользования данным жилым помещением.
При указанных обстоятельствах, решение суда в части отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований в данной части.
Вместе с тем, в иске о включении в сводный список судебная коллегия считает необходимым истцу отказать, исходя из следующего.
Как следует из представленных материалов, с соответствующим заявлением истец обратился в администрацию в 2013 году.
В силу п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из представленных Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области сведений следует, что сводный список граждан- участников Подпрограммы на 2013 год по Челябинской области направлен в январе 2013 года в ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минрегиона России.
Соответственно, включение истца в вышеназванный список на 2013 год противоречит положениям Подпрограммы, что не исключает его участия в следующем году.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, при этом, судебная коллегия на основании п. 2 ст.
10
328 ГПК РФ считает необходимым вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 05 апреля 2013 года отменить. Вынести новое решение. Признать незаконным отказ Главы Кунашакского сельского поселения в признании Бикметова Р.М.нуждающимся в улучшении жилищных условий. Возложить обязанность на Главу Кунашакского сельского поселения рассмотреть вопрос о постановке Бикметова Р.М. на соответствующий учет.
В удовлетворении требований в остальной части Бикметову Р.М. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: ПуЫ /
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.